100 ЛЕТ БАУХАУСУ — И ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ

В 2019 году легендарной немецкой школе Баухауз исполняется 100 лет. За четырнадцать лет своего существования она успела совершить революцию в сфере архитектуры и дизайна и модернизироваться в самостоятельное течение, актуальность которого не иссякает до сих пор. Так что же такое школа Баухауз? О чем провозглашал манифест ее создателей? И почему она повлияла на современное искусство, архитектуру и дизайн?


25 апреля 1919 года в немецком городе Веймар была образована Высшая школа строительства и конструирования — Баухауз. Буквально это слово переводится с немецкого как «дом строительства». Его основателями стали Вальтер Гропиус, Петер Беренс и Ханс Хопп. К числу наиболее известных представителей относятся Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ, Якобус Ауд. Первым директором и вдохновителем школы стал немецкий архитектор Вальтер Гропиус, который сформулировал ее главный принцип так: «Мы хотим вместе придумывать и создавать новое здание будущего, где все сольется в едином образе: архитектура, скульптура, живопись. Здание, которое, подобно храмам, возносится в небо руками ремесленников, станет кристальным символом новой, грядущей веры». Гропиус был убежден в том, что именно новое конструктивное мышление, объединив зодчество, живопись, градостроительство, социальные дисциплины, даст возможность создать Gesamtkunstwerk — «великое универсальное произведение искусства». Этот и другие принципы, сформулированные в Баухаузе, определили развитие архитектуры в XX веке.

Josef Albers, Prefatio,1942

Одним из главных принципов работы нового художника мастера Баухауза провозглашали сращивание искусства и ремесла, лучшим примером которого стала архитектура. О сообществе художников как лаборатории высокопрофессиональных ремесленников и говорят создатели Баухауза в своем манифесте: в те времена все авангардные школы и течения в искусстве предпочитали собирать тезисы в такой форме. Основные постулаты:

1. Нет больше «искусства как профессии». Не существует принципиальной разницы между художником и ремесленником. Художник — лишь высшая ступень ремесленника. Милостью божьей в редкие минуты просветления или под натиском воли может расцветать невиданное искусство, но законы мастерства обязательны для каждого художника.

2. Творчество и любовь к красоте — необходимые условия счастья. Время, не признающее эту бесспорную истину, не обретает ясного зрительного выражения: его образ остается едва отчетливым, а его произведения не могут доставить радость.

3. Архитектор — это не только про проектирование зданий. Архитектор должен быть координатором, чье дело заключается в объединении многих общественных, технических, экономических и художественных проблем, возникающих в связи с постройкой.

Oskar Schlemmer, Zwei Kopfe und…, 1931

4. Нельзя забывать про социальную составляющую. Решение любых формотворческих задач — будь то стул, здание, целый город или план района — должно быть принципиально идентичным не только в отношении их пространственного взаимодействия, но также и в социальных аспектах.

5. Пространственная концепция — основная архитектурная дисциплина. Методы развития интереса к визуальной экспрессии во всех областях искусств должны, прежде всего, научить студента видеть, воспринимать расстояние и понимать человеческий масштаб.

6. Работа в команде — важный навык. Студентов надо подготовить работать в бригадах — также и вместе со студентами смежных профессий — чтобы обучить их работе друг с другом.

7. Не стоит спешить с изучением истории искусства. Занятия по истории искусства лучше начинать на третьем году обучения, нежели на первом, чтобы избежать неразберихи взглядов и подражательства.

8. Преподаватели должны быть практиками, а не только теоретиками. В качестве преподавателей следует привлекать лишь тех людей, которые наделены достаточным практическим опытом как в проектировании, так и в реальном строительстве.

9. Образование должно вдохновлять. Истинная цель всякого образования — слишком часто забываемая — состоит в пробуждении энтузиазма к великим свершениям.

10. Нельзя больше смешивать творческое искусство и историю искусства. Задача художника — «творить новый порядок», историка — заново открывать и объяснять порядки прошлого.

Paul Klee, Scene im Frauengemach, 1926

В настоящее время смысл понятия «Баухауз» не изменился, однако он обрел несколько значений. Во-первых, под ним подразумевается художественное течение, которое непосредственно связано с основными геометрическими фигурами (квадратом, треугольником и кругом), а также с базовыми цветами, к которым добавляется белый. Баухауз также связан с архитектурой кубизма и функционализма. Помимо этого, в Германии до сих пор существует одноименная школа промышленного искусства. Все эти стороны данного явления неразрывно связаны и имеют свою историю, оказавшую огромное влияние на все пласты современного искусства, архитектуру и дизайн (во всех его сферах, в том числе, на дизайн предметов мебели).

Наверх