«Если вы понять не можете, почему дело во мне?»

Снимать биографии о великих артистах и выдающихся личностях — дело непростое. Ведь нужно максимально точно изобразить личность, не исказив биографические факты и не навязав зрителю субъективное режиссерское мнение о характере героя. Еще сложнее делать кино, основанное на биографии, если оно – об одном из самых популярных рэперов мира –  Тупаке. Не побоялся подобных сложностей американский режиссер Бенни Бум, показавший свой взгляд на личную и творческую судьбу рэпера в своём новом фильме «2pac: Легенда».


Снимать биографическое кино – катастрофически сложно

Когда вы идёте в кино на фильм-биографию, то непременно надеетесь не увидеть пресловутых моментов о развитии выдающейся личности, прерывающихся вставками с интервью друзей и родственников. Этакое внедрение реальности в вымысел. К сожалению, зачастую так и происходит, и нашей вины в том, что мы заранее будем знать развитие фильма – нет. Снимать биографическое кино – катастрофически сложно. Помимо умения работать с реальными историческими фактами, необходимо «наделить» фильм атмосферой эпохи передаваемого времени, а также глубоко изучить характеры главных действующих лиц, дабы актеры с максимальной точностью передали их личности.

Два с половиной часа в мире наркотиков, чёрных людей, ненависти и колоссальных амбиций

«Задумайся, за какие-то 50 секунд ты отнимешь у себя 50 лет.»

У Бенни Бума не было опыта в съёмках фильма-биографии, но у него есть другое – в нём самом есть дух Гарлема 90-ых, и именно это – одна из причин, почему «2pac: легенда» – достойное творение, ничуть не принижающее и при этом не восхваляющее события и людей, чья судьба была связана с величайшим рэпером планеты.  То ли из-за низкого бюджета, то ли из-за жёсткого контроля «сверху» Бум смог на два с половиной часа погрузить зрителя в мир наркотиков, чёрных людей, ненависти и колоссальных амбиций. Если из аннотации к фильму мы узнаем, что данное кино охватит всю жизнь героя, то становится ясно: зрителю будет показано постепенное становление личности героя, обрывающееся смертью.

Здесь же режиссёр идёт от обратного, разорвав фильм на отдельные эпизоды, порою даже имеющие один и тот же смысл. Он показывает нам не жизнь Тупака от рождения до смерти, а хронику его выживания с некоторыми оригинальными сюжетными вкраплениями. И действительно, в фильме можно увидеть с десяток сцен, не имеющих отношения к развитию сюжета, а сделанных только лишь для более глубокого погружения в «душу» фильма. Творчество Тупака прочно было связано с политикой (больше чем у кого-либо из реперов), причиной этого была его мать – до безумия идейная «правозащитница» из сообщества «Чёрных пантер». Мать героя очень сильно повлияла на его становление как мужчины, открыла ему истинный мир «отношения властей к чернокожим». В фильме эту героиню роскошно изобразила Данай Джекесай Гурира. Она прекрасно сыграла роль женщины, боровшейся до остервенения всю жизнь за свои права и права своих детей, однако «споткнувшуюся» о наркотики и алкоголь.

Тупак мечтал о том, чтобы менять образ мыслей людей

«Помимо жаждущих развлечений есть те, которые хотят быть услышанными.»

Деметриус Шипп, дебютант в роли Тупака Шакура, помимо внешнего сходства с рэпером, сумел прекрасно передать сочетание мудрости и поразительной наивности в характере рэпера. Простота и открытость мыслей главного героя не только «подкупают», они совершенно обезоруживают. Его умение легко и непринуждённо вести себя с окружающими, не прогибаться перед сильными мира сего, смело выражая им свое отношение без оскорблений и унижений, ставят этого героя на голову выше сотен других рэперов.  Он смог возвысить рэп-культуру и открыто заявить обществу: «Молчи, если тебе нечего сказать». Тупак мечтал о том, чтобы менять образ мыслей людей, прекрасно понимая возможный исход этого. Все эти особенности незаурядной личности рэпера Деметриус так или иначе пытался передать в своей игре, местами – легко, местами – смешно, моментами – страшно.

2pac тупак

«Если меня убьют, я хочу, чтобы люди узнали правду.»

Бенни Бум сумел «вычистить» из фильма весь возможный пафос и показать другое представление о рэп-культуре, где в наше время без вычурности, эпатажности и пафоса –никак. Возможно, режиссёр смог так просто и естественно передать эту атмосферу в фильме, потому что он сам ровесник Шакура. Он является свидетелем некоторых событий, знает, как люди вели себя двадцать лет назад, и как это можно передать с киноэкрана. Как ни странно, но во многих странах фильм «проваливается», в том числе и в России. Причиной тому, возможно, являются фильмы «8 миля» и «Разбогатей или сдохни», кардинально разные, но создавшие некие рамки восприятия. Однако «2pac: легенда» останется в сердцах не по тому, что это единственный фильм о великом рэпере, а это единственный фильм, где была показана философия рэпа. Наряду с «Голосом улиц» Бум напоминает, что рэп – не крик, а вопль, и красота в нем – не главное: «Не нужно вылизывать трек, мне нужно мясо.»


Организатор предпоказа Киноафиша
Автор: Фадей Ёлбов
Журнал Мост

Наверх