Антиутопии заслуживают внимания

ТРИ КИТА МИРА АНТИУТОПИЙ

Антиутопия — это то самое повествование о воображаемой альтернативной реальности, об обществе, в котором многие вещи доведены до полнейшего абсурда.

История существования антиутопий началась еще в далеком XVI веке с романа Томаса Мора «Утопия». Само слово «утопия» греческого происхождения и означает «несуществующее, небывалое место». Добавим к слову «утопия» приставку «анти» и получим иное значение (от греч. буквально «плохое место»). Термин «антиутопия» появился в 1868 году, в парламентском докладе Стюарта Милля для характеристики произведений, рассказывающих о вымышленном обществе, пороки которого должны служить предостережением для общества настоящего.

Три кита, на которых стоит вся планета антиутопий –  «Мы»  Евгения Замятина,  «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли и «1984» Джорджа Оруэлла. Именно эти книги задали тенденции развития для политических и социальных антиутопий.  Если и начинать знакомство с этим жанром, то только с классики.

Во всех трех романах описывается будущее человечества, в каких-то случаях далекое («О дивный новый мир»), в каких-то относительно близкое, а для нас уже и прошлое («1984»).

В описываемом обществе возбраняются любые эмоциональные привязанности к родителям, людям, противоположному полу. Понятие счастья, дружбы, любви, семьи, человеческого долга полностью искажены, государство имеет абсолютный контроль над людьми и их разумом.

И, наконец, самая главная объединяющая черта — даже в таком обществе всегда находится человек или группа людей, которых не устраивает текущий расклад жизни и которые хотят что-то изменить. Они не подчиняются правилам, намеренно или случайно их нарушают, понимая, что мир, в котором они живут, болен и ужасен. Именно от их лица и ведется повествование.

«МЫ» (1920)

 

В далеком 1920 году Евгений Замятин, кажется, умел предсказывать будущее на годы и десятилетия вперед. В этом романе люди настолько потеряли индивидуальность, что у них нет имен и разнообразия во внешнем виде: все носят одинаковую форму. Наличие души в таком мире считается болезнью, а секс — строго по расписанию. Но даже при таком тотальном контроле государство не может убить в людях потребность в любви, дружбе и сострадании, как не смогло убить все эти чувства в главном герое. Он проходит путь от воспевающего государство человека, до того, кто может восстать против установленных порядков. Чем дальше читаешь, тем больше осознаешь, что этот роман – жестокая, а главное пророческая карикатура на советскую власть (не зря написанный в начале 20 века роман опубликовали только в 1988).

«О ДИВНЫЙ НОВЫЙ МИР» (1931)

Сперва может показаться, что Хаксли очень сильно копирует сюжет Замятина. Но потом начинаешь понимать, что суть у книг одна, а вот подача разная. В романе описывается общество будущего. Главная цель которого — бесконечное потребление и бесконечное удовольствие, которое можно достигнуть при помощи специального вещества — «сомы». Дети уже давно выращиваются в пробирках, люди поделены на классы, для каждого с рождения предопределено место в социуме, а слова «мать», «семья», «любовь» являются неприличными. Тем не менее, в отличие от других антиутопий, в мире из романа Хаксли осталось множество «дикарей», которые не вовлечены в огромный процесс пробирочного рождения и «сомового» угара. И один из таких людей попадает в цивилизованный мир. Вот тут-то и начинается самое интересное.

«1984» (1948)

Книга отличается от двух описанных выше. Она более жестокая, реалистичная, депрессивная. Это роман об обществе «идеи», о подмене понятий, о том, что «война — это мир», «незнание – сила», «2х2=5». В книге говорится о мире, разделенном между тремя тоталитарным государствами. Продукты и одежда в дефиците, органы власти переписывают прошлое, врут о настоящем и будущем. Тщательно продуманные правила и законы направлены на построение «общего блага». Это подразумевает под собой полный контроль над человеком: над мыслями, словами, действиями, и даже чувствами и эмоциями.  Особенность этой антиутопии в том, что «червь сомнения», который просыпается в герое, не вызван внешними впечатлениями («О дивный новый мир») или вмешательством любовного чувства («Мы»). Сомнения возникают в герое на бессознательном уровне, с самого детства, и со временем начинают трансформироваться в полное недоверие государству. А таких «сомневающихся» во власти, как правило, убивают.

На «трех китах» история антиутопий, естественно, не заканчивается.

В том же 20 веке, после этих антиутопических гигантов появились и всем известный «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери, «Заводной апельсин» Энтони Бёрджесса, «Обитаемый остров» Стругацких и еще многие-многие другие романы.

ПОЧЕМУ СТОИТ ПОПРОБОВАТЬ

Антиутопии не зря стали популярны именно в 20 веке. Прежде этот жанр не был так привлекателен для писателей, но исторические события способствовали усилению его роли в литературе. На воодушевляющей волне научно-технического прогресса общество полагало, что человек – это прекрасное существо, которое сможет спасти мир от всех болезней и создать идеальные условия жизни при помощи новых технологий. Но после двух мировых войн, революции в России, общество начало понимать, что человек – не только создатель, но и монстр. Возродились попытки создать идеальное общество. Особенно ярко это отразилось в Советской России, которая встала на путь построения коммунизма и «идеального государства».

Теперь же, несмотря на то, что СССР и тоталитаризм, казалось бы, практически ушли в прошлое, человечеству не дает покоя призрак «идеального государства» и того, к чему рано или поздно придет человечество. И теперь создателей антиутопий вдохновляет не просто тоталитарный режим, но и такие явления, как глобализация и технический прогресс, который давно и бесповоротно ворвался в наши жизни. Именно поэтому появился «киберпанк», который отражает сильный упадок человеческой культуры и нравственности на фоне быстро развивающихся новых технологий.  Киберпанк подарил нам «Бегущего по лезвию», «Человека в высоком замке» и др. Люди-роботы, летающие автомобили, восстание машин – вот о чем предупреждают нас современные антиутопии.

Антиутопии сплошь и рядом не содержат никаких гениальных предсказаний, а всего лишь преувеличенно и гротескно показывают то, что происходит здесь и сейчас и к чему могут привести события настоящих дней.

Антиутопии стоит читать, чтобы осмыслить всё, происходящее вокруг, начиная с взаимоотношений между людьми, заканчивая ростом технологий и политической ситуацией. Не только соц.сети, Интернет и новости по телевизору могут объяснить, что происходит и к чему то или иное действие человечества может привести. Антиутопии показывают, как важна индивидуальность и жизнь каждого человека, как важно разнообразие мнений и идей, взглядов и суждений, и что будет, если это всё у человечества отнять. Книги, написанные в прошлом веке, дадут вам ответ на многие вопросы, касающиеся века грядущего.

Кроме того, разве не интересно пофантазировать о параллельных мирах и вселенных, где общество пошло по другому пути развития? Не интересно представить себя на месте человека, чьи устои и чья жизнь коренным образом отличаются от вашей? Антиутопии – это путешествие в иную реальность, путешествие не всегда приятное и радостное, но всегда очень увлекательное.

Антиутопии стоит читать, так как они, словно кривое зеркало, через описание «общества будущего» показывают не вымышленную, а нашу реальность, высмеивают не чьи-то, а наши пороки, предостерегают от ошибок не кого-то, а нас.

Именно поэтому антиутопии читали и будут читать всегда и везде, от мала до велика, и не важно какой на дворе год: 1920, 1984, 2017 или 2049.  


Журнал «МОСТ»
Автор: Алина Городниченко

Наверх