[Рецензия] Мир без компромиссов

На чем держатся отношения современных людей? Каковы главные качества хорошего сотрудника? Ответственность за выбор лежит на обществе или самом человеке? Все эти вопросы затрагиваются в премьерном спектакле Тимура Салихова «Контракт», выпущенном в ТЮЗе.


Молодой режиссер поставил пьесу Майка Бартлетта, современного и уже прославленного британского драматурга, чьи произведения еще не видели российской сцены. Ранее Тимур выпустил несколько спектаклей в Москве и Ханты-Мансийске, работал в кино, принимал участие в различных театральных фестивалях. Перевод пьесы Сontractions на русский язык был осуществлен впервые: Майк Бартлетт пошел на переговоры и с большим доверием отнесся к режиссеру. Текст корректировался и рождался всей постановочной командой спектакля, поэтому авторство работы исключительно личностное.

Автор, а вслед за ним режиссер, сквозь призму гротеска и  черного трагифарса анализирует систему человеческих взаимоотношений и природу человеческого выбора. В постановке заняты две актрисы: Анна Дюкова играет топ-менеджера, Алиса Золоткова – Эмму, юного сотрудника. Спектакль проходит на Новой сцене ТЮЗа – камерном лофт-пространстве, решенном в черно-белых тонах. Художественный мир спектакля прекрасно вписывается в стилистику этой космической площадки: героинь разделяет длинный стол-подиум, а их костюмы отличаются безликой изысканностью и строгостью.

Люди без прошлого и настоящего, полностью отдающие себя делу – идеальные рабы. На первый взгляд, Эмма – человек совершенно другой. Она хочет добиться успеха, но и стремится любить, созидать свою семью. Ее избранник тоже работает в этой компании, но по условиям контракта герои не могут вступать в близкие отношения друг с другом. Чем-то напоминает трагедию «Ромео и Джульетта»? Только причина невозможности союза заключается не во враждующих семействах героев, а в обыкновенной бумажке, раскрывающей условия трудового договора. Жанр романтической трагедии сводится к черному трагифарсу, и глобальная проблема превращается в исключительно бытовую.

Эмма идет против правил, веря, что духовные ценности, такие как добро и любовь, не могут быть превыше материальных и исключительно юридических. Но героиня ошибается: условия контракта провоцируют пойти на сделку с собственной совестью и сердцем, отдать все, что так любимо, ради благосостояния и карьерного взлета.

Способ существования актрис противопоставлен друг другу: статичность безликого  топ-менеджера и активность и неподдельность реакций Эммы вступают в схватку. Побеждает представитель сильнейшего, уравновешенного и безэмоционального, разумного мира. Но героини – не только противоположности, в них есть единое зерно успешного сотрудника. Скорее всего, топ-менеджер тоже прошла путь стерилизации и обезличивания, в результате превративший ее в некого человека с номером вместо имени, из утопии «Мы» Е. Замятина.

Что может предложить мир, регулируемый условиями контракта? Когда Эмма отказывается от семьи, ей хочется человеческого тепла и общения, но в ответ она получает услуги психотерапевта, который лишает ее всех переживаний и возвращает покой. Девушка все еще пытается бороться, стремится понять сердцем новый мир, куда она погружается, но он безлик и пуст. Один раз согласившись на компромисс, она вынуждена идти дальше и в результате теряет себя, будучи уверенной, что правильно расставляет жизненные приоритеты. Трудовой договор – по сути своей, пустая формальность, но насколько он значим для человека на психологическом уровне! Сквозь литературный сюжет проглядывает наша современность: люди ради карьерного роста вынуждены забывать о своих близких. Первичная необходимость работать, чтобы жить, постепенно вытесняет  духовный мир человека и занимает центральное положение.

В зачине и финале спектакля как некое позитивное и созидающее начало звучит музыкальная композиция Lacrimosa. Молитва за всех людей, желание, чтобы человек был сознателен в выборе, не подменял истинные ценности ложными – важный посыл, как к молодой аудитории театра, так и уже к, казалось бы, взрослым и состоявшимся людям. Больничный или офисный свет люминесцентных ламп подчёркивает абсолютную холодность человеческих отношений, в центре которых – исключительно должностное общение. Но ведь есть  что-то, выходящее за рамки материальных ценностей, есть мир любви и семьи, который не может быть вторичен. Ответственность за свое будущее и за свою душу лежит на каждом из нас, и только мы можем изменить этот бескомпромиссный мир, не позволяя злу играть на наших слабостях.


Автор: Елизавета Ронгинская
Журнал Мост

Наверх