Библейские картины, скандальные перформансы и граффити: Женщины в искусстве и что им мешает.

На протяжении веков женщины были лишены возможности творить и заниматься искусством. Отношение к ним и к стоимости их работ было предвзятым. Однако женщины-творцы упорно продолжали делать свою работу и достигали успеха, хоть путь был нелегким. Сейчас женщины выставляют свои работы все чаще, их количество в сфере искусства гораздо больше. Сравните, в 2005 году женщины занимали 32% работ в музеях США, к 2018 году процент возрос до 47%, хоть и проходят выставки в музеях с небольшим бюджетом.

Эпоха Возрождения.

Во времена эпохи возрождения назвать себя художницей для женщины было практически невозможно. Это считалась просто неслыханной дерзостью.

Артемизии Джентилески (1593–1653) это удалось, но не в последнюю очередь потому, что ее отец уже был признанным художником.

Джентилески стала известной художницей в своем времени. Она выделялась своим особым видением женщин и их положения в Библейских рассказах. Одна из самых известных ее работ — картина «Сусанна и старцы». Эту картину художница написала, когда ей было всего 17 лет. На ней изображена женщина, купавшаяся обнаженной в своем пруду, которую склоняют к половому акту два старца. В те времена, картины изображающие насилие, не должны были слишком пугать, но Артемизии удалось передать те страшные чувства женщины, которую подвергают насилию.

 

Эпоха Просвещения

В 18 веке еще существовали препятствия для женщин, которые занимались искусством. Одно из самых серьезных был запрет на изображение обнаженной натуры, и на таких условиях женщинам было трудно соревноваться с мужчинами в написании человеческого тела. Ведь это основа академической подготовки художника.

Несмотря на это, некоторые женщины 18 века занимали свое место в творческой сфере. Так, Ангелика Кауфман стала одной из учредителей Королевской академии искусств в Лондоне, а портретистка Элизабет Виже-Лебрен имела международную репутацию при дворах и академиях.

Первой, кто осмелился изобразить обнаженный автопортрет, была Лора Найт. Это вызвало огромный скандал в Английском обществе, а ведь это был уже 1913 год! Сейчас эта работа хранится в лондонской Национальной портретной галерее.

Первые возможности

Первую серьезную возможность выставлять свои работы, женщины получили в 1971 году, когда ежегодная выставка современного изобразительного искусства в Париже открылась не членам академии.

Так, в начале 70-х женщины стали активно заниматься искусством и покорять его.

Влиятельными деятельницами искусства того времени были Йоко Оно, Синди Шерман, Марину Абрамович.

Хотя отношение к Йоко Оно было противоречивым, из-за ее отношений с Джоном Ленноном, но ее работы заслужили признания и показывали социальные проблемы в обществе. Ее знаменитый перформанс «Отрежь» в Париже закончился тем, что другие участники потребовали приставить к ней охрану. Девушка сидела на коленях и позволяла отрезать куски от платья, и некоторые посетители вели себя довольно агрессивно, а один мужчина занес ножницы над ее головой. Похожий перформанс показала Марина Абрамович, которая позволяла совершать посетителям любые действия, но уже не с платьем, а со своим телом, и люди также показали высокий уровень жестокости при вседозволенности.

В 1977 году в Бруклинском музее прошла выставка «Художницы: 1550–1950», посвященная исключительно женщинам в искусстве. На выставке были продемонстрированы 83 участницы из разных стран. Тогда впервые возник вопрос о  художницах, ни в чем не уступающих мужчинам.

Современное искусство

Граффити – современный уличный вид искусства, но в обществе существуют предрассудки, что это сугубо мужское занятие.

Чешская граффитчица Сани опровергает этот стереотип, организовав целое движение женщин, под названием Girlpower.

О борьбе этих девушек за мир граффити снят одноименный фильм, съемки которого велись на протяжении семи лет. В этой картине истории 15 художниц граффити из разных городов мира — из Праги, Москвы, Сиднея, Мадрида, Берлина, Барселоны, Нью-Йорка, Кейптауна и др.

В фильме рассказывается о жизни и о создательнице движения, ее трудностях: девушке приходится вести двойную жизнь, так как граффити это нелегальный вид творчества, и никто из семьи об этом не знает. Поэтому днем Сани ходит на работу, общается с друзьями и родными, а по ночам рисует в городе.

Картина показывает ночные вылазки, наполнена интервью девушек-художниц, и невероятным упорством в достижении своих целей.

В классическом современном искусстве девушки также не уступают. Уже двенадцать лет ежегодно проходит конкурс «Max Mara Art Prize for Women», в котором участвуют только женщины. Победительницы получают возможность выставляться на двух площадках — в Whitechapel Gallery и на бывшей фабрике Max Mara в Реджо-нель-Эмилия.

Несмотря на сложности и препятствия, женщины добивались внимания к своей творческой деятельности, и оставили свои имена в истории. Сейчас ситуация меняется к лучшему, постепенно девушек в искусстве становится больше, а их голоса звучат громче. Существует арт-группа деятельниц искусства, которые борются с дискриминацией, вместо надоевшего вопроса «Почему не было великих художниц?», они задают другой — «Почему так мало женщин было признано великими художницами?»


Авторка: Милена Калашникова

 

Наверх