Не слишком ли большой «Большой»?

Премьера фильма Валерия Тодоровского «Большой» состоялась на сцене Большого театра. До этого такого внимания удостаивалась только работа Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин». Действительно ли картина настолько хороша, что театр спустя несколько десятилетий предоставил свою сцену для ее показа? Или же Большому театру просто польстил сюжет фильма?


Фабула

Как можно увидеть из названия, вся интрига разворачивается вокруг Большого театра.  А это, несомненно, цепляет. Правда на этом изюминка фильма и исчерпывает себя. Сюжет разворачивается достаточно типичный для всех российских сериалов. Главная героиня — девочка из глубинки, Юлия Ольшанская. Она, как и полагается для российского сериального производства, из бедной семьи. Мать и отец без конца работают за гроши, а младшие братья только усиливают эффект обреченности российских семей из маленьких городов. Но, как это бывает, удача не обходит героиню стороной, и по счастливой случайности Юля попадает в Москву на прослушивание в школу балета. Кстати имя этой счастливой случайности – бывшая звезда балета, а нынче пьяница, Потоцкий (Александр Домогаров). Будучи в свое время уникальным танцором Большого театра, его карьера рушится, впрочем, как и здоровый образ жизни тоже. Что привело его в маленький шахтерский город – не совсем ясно. Он замечает в ней способности к балету и отвозит на прослушивание к мэтру отечественного балета – Галине Михайловне Белецкой (Алиса Фрейндлих). Девочка успешно проходит отбор и уже теперь мечтает о карьере в Большом театре. Правда, почему-то сама способствует разрушению своей мечты. Сначала все идеально. Мы видим целеустремленную Юлю, год от года укореняющуюся в своем желании стать великой балериной. Для этого у нее есть все – и природные данные, и поддержка Белецкой. Но позже девушка начинает заниматься непонятной ни для себя, ни для кого-то другого чепухой: прогуливать главные репетиции и рушить все, к чему так долго шла.

Возможно, что многие вопросы, связанные с сюжетными линиями и раскрытием образов героев непонятны из-за хронометража фильма. Изначально картина составляла три часа. После чего ее урезали до двух. И уже идут разговоры о том, чтобы выпустить в прокат не только уменьшенную версию. Хотя кажется, что два часа уже много. Некоторые сцены не запоминаются, а поэтому вычеркнув их, смысл нисколько не теряется.

Акценты

Ради чего стоит посмотреть этот фильм, так это ради Алисы Фрейндлих. Когда она появляется в кадре, кажется, что фильм начинает идти быстрее. Чувствуется и актерский, и жизненный опыт. Станиславский бы несколько раз сказал: «Верю!». Поэтому, когда на экране зритель видит сразу ее и главную героиню – Юлю, то чувствуется огромная разница актерской игры. Безусловно, сравнивать великую актрису и настоящую балерину, впервые играющую в кино, нельзя. Но пройти мимо этого, к сожалению, никак не получится. Почти все актеры, задействованные в фильме, естественно, артисты балета. И этого невозможно избежать. Что представляет собой большой минус. В противовес этому идет прекрасная хореография. Смотреть на работу у станка, профессиональные репетиции, невероятные прыжки, действительно интересно. Но на актерскую игру не стоит.

Вообще в фильме наслаждаешься в основном игрой только двух актеров. Вторым стал Александр Домогаров (бывший артист балета Потоцкий). Его герой почти не раскрыт в фильме. Скорее всего из-за того же хронометража, а поэтому к его персонажу возникает много вопросов.  Потоцкий окончательно пропадает уже к середине фильма. Во второй половине заканчивается сюжетная линия   Белецкой (Алиса Фрейндлих), после чего фильм кажется еще более затянутым. Не хватает динамики.

Да и самого Большого тоже. Все-таки приступая к просмотру, надеешься узнать и почувствовать сам театр. Но здесь его не так-то много. Фильм больше рассказывает о жизни Юли до Большого театра, где основное действие проходит в учебном заведении, которое готовит артистов балета. И зритель намного лучше почувствует саму атмосферу обучения и всю сложность становления балерины. Поэтому, наверно, разумней было назвать картину «На пути к Большому».

Прогнозы

Думаю, можно надеяться на то, что многие недочеты исправит телевизионная версия «Большого». Планируется сделать ее четырехсерийной, с большим количеством сюжетных линий и более полным раскрытием образов персонажей. Точной даты выхода такой многосерийки нет. Скорее всего, она выйдет ближе к концу 2017 года. Но фильм, заслуживает внимания. В нем есть как минимум два явления, ради которых его стоит посмотреть -это русский балет и Алиса Фрейндлих.


Автор — Алина Зинина
Журнал Мост

Наверх