Что такое ташизм?

Начиная изучать литературу и теорию по искусству: глаза разбегаются, а руки не знают, за что хвататься. Это сложно, да, но пытаться надо даже, если вы откладываете это в десятый раз и обещаете начать с понедельника. Необходимость этих знаний ощущается, когда приходишь в музей и смотришь на живопись, а перед тобой только картинка.


Что мы видим на картине?

Мы упускаем историю, которую можно прочитать по выбору сюжета, цветовой палитре, ширине мазков, по раме в конце — концов. Все то, что вкладывает художник, создаёт и рассказывает – ни-че-го. Можно запилить очередное селфи в Инстаграм и написать изречение философа или пожаловаться, — что угодно, но какой в этом смысл. Напоминает конфету в красивом фантике, а развернув — обычная пробка. Осадок. Начинайте с основ или того, что больше понравилось — не имеет значения.

Абстракционизм

Например, отсутствие конкретного сюжета и упрощение форм дает отсылку к абстракционизму. О нем надо знать, что это направление искусства, отказавшееся от приближенного к действительности изображения форм, а главная цель — достижение «гармонизации», чувства полноты и завершенности композиции. Первая абстрактная картина написана в 1910 г. Василием Кандинским. Отголоски направления можно найти в работах В.Кандинского, К. Малевича, П. Мондриана, П.Клее, Д. Северини, Ф. Купка.

Ташизм

Неоднозначным направлением абстракционизма является ташизм. От фр. tache – пятно, возникло в западной Европе во время Второй Мировой войны. Иначе говоря, бессознательная деятельность художника: линии, пятна, нанесённые в хаотичном порядке, без плана. Присуща легкость форм, внимание к цветам, образы основаны на игре мощных мазков, практически отсутствует символика. Для наглядности вспоминаем детей с калякали – маляками, да, так. Главное отличие от других стилей – художник сосредотачивается на процессе, здесь движения и эмоции правят балом, результат уходит на второй план. Напоминает современные сложные раскраски для взрослых, где важен процесс, который помогает отвлечься и нормализовать психическое состояние. Возвращаясь к теории, термин ввел французский критик Марсель Тапи в 1952 г., хотя первые упоминания о ташизме относят к 1889 г., сказанные Феликсом Феоном в отношении техники написания картин импрессионистами. Пик популярности пришёлся на 50 — 60-е годы прошлого столетия, в это время направление приобрело много последователей. 

Яркими представителями течения являются: Вольфганг Шульце, Жорж Матьё, Ханс Хартунг, Пьер Сулаж, Жан Базен, Эмилио Ведова, Пьер Алешинский, Анатолий Зверев, Евгений Михнов-Войтенко, Серж Поляков, Джао Уцзи.

Ташизм – прямая дорога к постижению вечного

Сейчас искусствоведы и критики приписывают течению бессознательность, сам Вольс (Вольфганг Шульце), изобретатель направления, отрицал полную случайность в работе. По его мнению, отталкиваясь от привычных визуальных форм действительности, человек проникает во вселенские процессы бытия. И ташизм – прямая дорога к постижению вечного. Из — за этого некоторые работы художников написаны в мрачной цветовой гамме, имеют резкие формы, иногда напоминают природные явления – воду, ветер, силу живой природы.

Другой представитель Жорж Матьё, приблизивший технику написания картины к полноценному театрализованному шоу. Он устраивал сеансы живописи в присутствии публики, о время спектакля облачался в средневековый костюм, все это сопровождалось музыкой.

Представителями течения в Америке были Элен Гамильтон-О’Нил, Сэм Фрэнсис, Пол Дженкинс. И здесь не зря будет вспомнить о популярном ныне Джексоне Поллоке с его «живописью действия». Энергичное и спонтанное нанесение краски под воздействием эмоциональных и психических состояний. Поллок продолжил «дело Матьё» и превратил живопись в священный танец художника. Приступая к картине, он «совершал» вокруг него некий шаманский обряд. Цитируя художника: «входил внутрь живописи». Поллок выработал технику, получившую в США название дриппинг — краска разбрызгивается из банки. Этот художественный метод получил в Англии название «живописи действия». В 1952 году на выставке в Париже его живопись произвела впечатление на критиков, страждущих нового и невиданного ранее.

Близкой к этому направлению является европейская группа «Кобра», а также японская «Гутай». Полотнам «Кобры» присуща полуабстракция и сочные яркие цвета, вдохновение черпали из народного и первобытного творчества, они хотели изобрести язык, который больше бы, чем сюрреализм выражал бессознательное. Участники группы «Гутай» воспевали то, возникало после наложения и разрухи вещей. Их называют прародителями таких направлений, как хэппенинг, перфоманс и концептуализм.

Картины ташистов можно увидеть в музеях современного искусства и национальных галереях мира. Например, в Национальном музее современного искусства Парижа, центре Помпиду, в музеях Гамбурга, Мюнхена, музее современного искусства Нью-Йорка и других.


Автор: Ярослава Марченко
Журнал Мост

Наверх