Мексиканская загадка: Диего Ривера

 

Диего Ривера известен обществу, прежде всего, своими скандальными отношениями с художницей-сюрреалисткой Фридой Кало. Не раз и сама Фрида, и многие кинорежиссёры показывали в своём творчестве Ривера как подлого, эгоистичного человека, склонного к изменам и предательству. Однако мало кто знает Ривера как по-настоящему «большого» художника мексиканской культуры и яркого представителя кубизма. В этой статье мы расскажем вам о творческой судьбе этого художника и постараемся раскрыть для вас личность Диего Ривера вне рамок уже сложившегося образа.


Диего Ривера родился в мексиканской зажиточной семье и по отцовской линии происходил из испанской знати. С 10 лет будущий художник начал брать уроки рисования и живописи в Академии художеств Сан-Карлос в Мехико. Незаурядный талант мальчика позволил ему получить стипендию, благодаря которой он смог уехать на обучение в Мадрид. Молодой человек быстро учился и ярко проявлял собственное «я» даже в своих ранних полотнах. Получив прекрасное образование в Испании, Ривера отправился в свободное «плавание», в котором он успевал не только завязывать бурные романы, но и творить поистине громкие картины.

Классика, модернизм и кубизм

В творчестве Ривера необычным образом сплетаются как классическое европейское изобразительное искусство, так и модернизм, в частности, одно из самых ярких направлений XX века – кубизм. Движение автора в данном направлении можно увидеть в работах «Поклонение Богоматери» и «Девушка с фруктами». Одна из главных тем в картинах художника – это фольклорные мексиканские сюжеты, а также верования, традиции и обычаи мексиканского народа. Такой творческий патриотизм позволил Ривера рассказать о мексиканской культуре широкой общественности, сделать её интересной не только для самой Мексики, но и для многих европейских стран. Картин, представляющих мексиканский быт и культуру в художественном арсенале Ривера множество: «Мексиканский карнавал. Диктатура», «Бумагоделы», «Продавщица цветов» и тд. Ко всему прочему, большой художественный талант позволили Ривера обрести авторитет и известность не только в Европе, но и в США, где он работал на протяжении долгих лет.

Творчество Ривера важно не только как ярчайшее отражение мексиканской культуры, но и как громкий политический крик, как реакция на бурные политические изменения начала 20 века. Художник был убеждённым коммунистом, являлся членом Мексиканской коммунистической партии и объединения «Октябрь». Он также участвовал в праздновании 10-й годовщины Великой Октябрьской революции и сделал множество зарисовок этого события, которые позже были продемонстрированы в нью-йоркском Музее современного искусства. Позднее Ривера стал придерживаться троцкистских взглядов, и во время побега Льва Троцкого в Мексику даже дал ему приют в собственном доме. Однако через несколько лет художник вновь вернулся в Мексиканскую коммунистическую партию и стал разделять взгляды Сталина.

Такие острые политические взгляды не могли не отразиться в творчестве Ривера. Фреска «Человек на перепутье, смотрящий с надеждой на выбор нового и лучшего будущего» вызвала широкий общественный резонанс. На фреске были аллегорично изображены два, противопоставленных друг другу мира, которые представляли, с одной стороны, достоинства социализма, а с другой – ужасы капитализма. В центре фрески находился повелитель стихий, как бы показывающий две стороны одной «медали». Фреска должна была быть продемонстрирована на открытии Рокфеллеровского центра, однако разразившийся скандал привёл к тому, что творение было уничтожено. Это стало крупнейшим поражением художника как в искусстве, так и в политике.

Не приходилось испытывать поражения Ривера в любви. Насыщенная любовная жизнь художника, его страсть к женщинам и огромное количество громких романов принесли Диего Ривера мировую славу и прозвище «людоеда». Одержимый женщинами и не способный довольствоваться лишь одной спутницей жизни, он не раз становился причиной разбитых женских сердец. И подтверждая славу «людоеда», Ривера сам изображал себя на полотнах в виде толстой лягушки, сжимающей в руках чьё-то сердце. Первые два развода художника (с Ангелиной Беловой и Лупе Марин) произошли, конечно же, из-за его измен. После них Диего встретил главную женщину своей жизни – юную художницу Фриду Кало. Но всепоглощающая любовь к Фриде всё же не изменила склонную к адюльтере натуру Ривера. Сложные, неоднозначные, но всё же полные искренней любви и горячей мексиканской страсти отношения Диего и Фриды стали не только одной из основных тем в творчестве обоих супругов-художников, но и важной темой в мировом искусстве.

Диего Ривера оказал огромное влияние не только на развитие и популяризацию мексиканской культуры, но и на всё мировое искусство, в целом. Его насыщенный творческий путь отражают его постоянные любовные и политические метания, а также бесконечный поиск своего «я» в искусстве, своего стиля и направления. Важнейшим элементом в творчестве художника являются и его фрески, в написании которых он достиг огромных успехов, благодаря чему был приглашен для росписи Национального дворца в Мехико. Личность Диего Ривера вызывает интерес не только яркой любовной биографией, но и самобытным творчеством, филигранным художественным мастерством и стилем, который не смог повторить никто из последующих живописцев. Его образ неоднозначен, полон тайн и загадок, но что можно сказать о нём точно: Ривера – это не просто имя, являющееся припиской к имени «Фрида Кало», не только тень своей жены и многочисленных любовных историй, но и истинный творец, большой мастер, полностью погруженный в искусство.


Екатерина Рубайко
Журнал Мост

Наверх