Дмитрий Лысенков: «Очень важно оставаться верным самому себе»

Петербургский актер Александринского театра Дмитрий Лысенков недавно дебютировал в «чисто питерской» комедии канала ТНТ «Бедные люди». Мы не могли обойти этот факт стороной и расспросили Дмитрия о новом проекте, его творческом пути и узнали, зачем нужен ледовый каток в спектакле «Женитьба».


Беседу вела: Анна Жбанова

Заглавная фотография: Павел Юринов


Дмитрий, на этой неделе вышел новый сериал «Бедные люди», где вы играете главную роль. Расскажите об этом проекте: как в него попали и почему он Вас заинтересовал?

Дмитрий Лысенков: Это очень интересная история. Мы познакомились с продюсером Антоном Зайцевым по телефону, в тот момент, когда я отказывался от другого проекта.  На Good Story Media (прим.ред.: российская компания, производящая телесериалы и фильмы) запускался сериал «Взрослые разговоры в присутствии детей». В этом проекте мне предлагали роль второго плана, был синопсис и несколько серий, я все изучил, но не заинтересовался. Мне не приглянулся даже не сам сериал, а  именно мой персонаж, потому что я себя в этом образе не видел. Автор Антон Зайцев написал мне, что хотел бы со мной пообщаться, ему было интересно, почему именно я отказался от роли.

Так мы и познакомились.  Я понял, что на ТНТ работают хорошие люди, творческие. Антон рассказал мне, что уже снимается пилот с Александром Артемовичем Адабашьяном, у них в планах снять питерскую комедию, и предложил сотрудничество в будущем. И через год меня пригласили на пробы, как оказалось, именно этого сериала, «Бедные люди» (в тот момент его рабочее название было «Бисер»).

55348

Мне понравилась сама идея того, что главный герой — писатель.  Нестандартно. Это не человек с пистолетом и не спецназовец, которых сейчас очень много. Затем были пробы, режиссёр Жанна Кадникова — театральный человек, и  то, как она работает с артистом на пробах, меня подкупило, после чего у  меня и сомнений уже фактически не оставалось.

Уже в процессе сьемок сериала я узнал, что для ТНТ снимается сериал «Измены». Режиссер этого проекта Вадим Перельман – человек советского происхождения и кинорежиссер из Голливуда, он снял один из моих любимых фильмов «Дом из песка и тумана» с прекрасными актерами. Так что, сопоставив все эти факты, я стал абсолютно уверен, что проект, над которым мы работаем, дело стоящее.

Практика показывает, что проекты телеканала ТНТ приносят актерам узнаваемость и популярность. Вас не пугает, что в один прекрасный момент за Вами могут начать слежку папарацци, например?

Д.Л: Сейчас я не думаю об этом. Дождемся, пока появятся первые рейтинги. «Бедные люди» — это несколько эстетский сериал, возможно, что большого успеха в широких массах он не снискает.

Боюсь ли я популярности?  Не боюсь (улыбается). Каждый человек, который идет в эту профессию, так или иначе видит себя на красной дорожке в окружении поклонников. Не тщеславные люди в эту профессию не идут, есть, конечно, исключение, но это большая редкость. Будем честными: славы никто не пугается, просто кто-то хочет ее меньше, кто-то больше, но мне вполне хватает и моей собственной (смеется).

jStqy-TUv3Q

По сюжету «Бедных людей» Ваш персонаж Вениамин Субботин вынужден сначала написать биографию светской львицы Ольги Бузовой, чтобы потом получить возможность опубликовать свой роман. А в Вашей судьбе были подобные ситуации, когда приходилось отступать от своих принципов для достижения цели?

Д.Л: Да, безусловно. Маленькие компромиссы всегда случаются. Но если говорить о какой-то большой мысли нашего сериала, то она заключается в том, что важно сохранить себя. Ведь, делая иногда уступки,  мы можем уничтожить себя, как художника, артиста, писателя и просто человека. В течение всей жизни приходится идти на разные соглашения, но возникает вопрос: «Кто ты после этого?» Линия моего героя как раз о том, что очень важно оставаться верным самому себе.

А почему Вы решили стать актером? Это был осознанный выбор или просто так сложилось?

Д.Л: Сложный вопрос. Это было где-то внутри, глубоко. В школе я был скромный, тихий парень, никогда не был душой компании, но в какой-то момент стал организовывать праздники и участвовать в школьных спектаклях — таким образом я занимался самореализацией. И даже получил грамоту за верность авторскому замыслу в постановке «Скупой  рыцарь» (улыбается).

Кстати, Александр Сергеевич Пушкин ведет меня по жизни, недаром мы сидим в театре его имени (прим.ред.: Александринский театр). И в «Бедных людях» Александр Сергеевич появиться в эпизодической роли (улыбается).

Почему я пошел в актеры? Решение я принял в 16 лет — достаточно инфантильный возраст по нынешним временам. Сейчас можно дожить до 30 лет, чтобы понять, правильное решение ты когда-то принял или нет (смеется).  Изначально я поступал в Морской технический университет на программирование, в тот момент я и подготовительные курсы прошел, чтобы иметь преимущество перед другими поступающими (смеется). Набрал проходной балл, мог бы там учиться, но после второго тура решил подать документы в театральный вуз. И мне, можно сказать, повезло.

uUK861vF1ms

Вы работаете в Александринке, а до этого был Театр Ленсовета. Валерий Фокин и Юрий Бутусов известны своими авангардными постановками. Насколько Вам близок такой неклассический театр? И какие роли особенно были для Вас необычными?

Д.Л: Я бы не сказал, что они авангардные режиссёры, они уже «классики авангарда». Сейчас авангард — это другие люди, к которым я, если честно, с опасением отношусь. С Юрием Николаевичем у нас отношения «ученик- педагог», я ему очень благодарен и, конечно, воспитывался в  его системе координат, которая на тот момент несильно отличалась от общепринятой школы психологического русского театра. Мы проходили все строго по Станиславскому.  «Работа актера над собой», «Этика», «Моя жизнь в искусстве» — это те книги, которые нам было необходимо обязательно прочесть, а потом еще и отчитаться на общем сборе, что понял и какие основные мысли извлек для себя. Сейчас  же он ставит несколько  другие спектакли, и мне самому в зрительном зале иногда тяжело почувствовать его театр.

С Валерием Владимировичем другая история, но он тоже не из воздуха берет сюжеты для своих спектаклей. Все линии сюжета четко продуманы. Например, многих удивляет каток в «Женитьбе», а мне кажется абсолютно логичным (улыбается). Это определенное решение пьесы, добавляющее ей движения. Я, честно, даже не представляю, как бы мы играли «Женитьбу» без ледового катка и динамики. Это был бы водевиль, нафталиновый спектакль! А когда актеры загнаны в новые небанальные  рамки, то это улучшает их игру.  И в этом тоже работа режиссера — при помощи своих авторских решений и  нововведений сделать игру ярче. И, согласитесь, это  никак не противоречит замыслу писателя.

Юрий Бутусов и Валерий Фокин не ломают традиции театра. Они им занимаются с пониманием того, что он не может быть скучным и не имеет права быть неинтересным.

JBpNwzBzeMg

Есть ли у вас заветная роль, которую бы хотелось сыграть?

Д.Л: Есть пьесы, в которых я бы хотел сыграть, но я пока жду подходящего момента (смеется). Актеры обычно об этом не говорят. Ведь, когда читаешь литературный материал, то начинаешь фантазировать о том, как бы ты это сыграл в собственной постановке. А в момент, когда создается спектакль, у тебя есть режиссёр, сценограф, партнеры, есть определенное решение спектакля. Сыграть какую- то роль в моноспектакле при собственной режиссуре, наверное, можно, когда твое представление о материале и итоговый результат совпадают, но в конкретном театре это сложно представить. Слишком многое зависит не от тебя. А в кино это еще страшнее, там еще больше народу связано воедино, ты как винтик во всей этой конструкции, поэтому, я не мечтаю, а жду, когда стану тем самым винтиком для работ, которые мне интересны.

В «Бедных людях» Ваш герой произносит такую фразу: «Главное, я буду заниматься любимым делом, а заниматься любимым делом не стыдно». А как Вы считаете, что важнее: найти свое место в мире, возможно, не очень прибыльное, или занимать нелюбимым делом и быть состоятельным человеком?

Д.Л:  Думаю, что удовольствие в том, чтобы заниматься любимым делом. И я уверен, если ты полностью отдаешься своему делу, то тебе воздастся. Деньгами в том числе (улыбается).

giiZw9JWLXc

У вас очень часто гастроли в Москве, много сьемок. Вы не задумывались о переезде в столицу?

Д.Л: Профессия актера во многом случайна. Поступление в ВУЗ, оказаться в каком-то театре — это все случайности. Талантливых людей, которые не состоялись по причине того, что им не повезло, много. Но еще, возможно, они не предприняли каких-то серьезных действий в свое время. В моей жизни серьезных решений было два.  Первое  — рискнуть и подать документы в театральный. И второе  — уйти из театра им. Ленсовета. Два моих глобальных поступка относительно театра, а все остальное — по воле случая.

Вы всю жизнь живете в Санкт-Петербурге, а есть ли у Вас любимые места в городе? И какой он, Ваш Петербург: парадный, с дворцами и музеями или Петербург Достоевского, с дворами-колодцами, а может быть, —  это Петроград времен Серебряного века?

Д.Л: Все вместе. Петербург именно сочетанием своим хорош. С этим городом все сложно, это не он тебе должен нравиться, а  ты ему. Если не ошибаюсь, этот случай приписывают к биографии Фаины Раневской. На выставке «Моны Лизы» в Москве кто-то сказал: «Не понимаю, чем она всем так нравится». На что Раневская ответила: «Эта барышня уже в том возрасте, когда может самостоятельно выбирать, кому нравиться, а кому — нет». С Петербургом такая же история. Он либо тебя принимает, либо нет.

Гостям города я в первую очередь показываю парадный Петербург, но я очень много времени провел именно в местах «Преступления и наказания». Ведь у Достоевского так подробно расписан каждый поворот Раскольникова и всех остальных героев, что можно легко найти те самые улицы и дома.

Какую долю Вашей жизни занимает театр?

Д.Л: Актер не может существовать без театра, это для него постоянное развитие,  постоянная работа, постоянный тренинг. Как у музыканта: сегодня не поиграл — завтра уже хуже играешь.

Hz13a362sUI

Какие увлечение и занятия делают Вас таким, какой Вы есть?

Д.Л: Я люблю путешествовать! Меня абсолютно не смущает, куда я еду: Череповец, Челябинск или Рим.  В любом городе я все равно хожу и смотрю  на людей, на то, как они живут и чем увлекаются.

Часто ли Вы ходите в театр и оказываетесь в роли зрителя, а не актера?

Д.Л: Довольно часто, но я очень редко хожу на премьеры или на прогоны, так как считаю, что спектаклю нужно время, чтобы устояться. Посещать спектакль сразу я не рекомендую, он еще очень нестабильный, актеры волнуются, присутствуют некоторые  недочеты, которые в будущем, конечно же, будут исправлены.

Вы интересуетесь творчеством каких-либо конкретных актеров?

Д.Л: В основном я слежу за коллективами, например, за «Студией театрального искусства» под руководством Сергея Женовача, так же интересуюсь работами однокурсников. Из персоналий слежу за творчеством Константина Юрьевича Хабенского и Константина Аркадьевича Райкина.

Идеальный выходной по версии Дмитрия Лысенкова?

Д.Л: Выход с семьей, и неважно — куда, но желательно на природу. Просто сидеть дома в наш общесемейный  выходной достаточно скучно.

 

Наверх