Фильмы о войне

Вторая мировая война — не самая лучшая тема для составления развлекательных топов фильмов, однако, бесспорно этот период в истории нашел отражение в искусстве. Поэзия, живопись, кинематограф, музыка и многое другое навсегда сохранили в себе моменты истории тех лет. И не смотря на то, что годы идут, тема войны еще долго будет волновать многих людей. В этой статье представлен список фильмов, которые можно посмотреть, чтобы понять, как разные режиссеры интерпретировали военные события.


О списке

Тяжело составить короткий список рекомендуемых фильмов, учитывая, что о войне только на нашей Родине снято десяток фильмов, которые оставили свой след в кинематографе. Поэтому к задаче я решил подойти используя различные жанры кино и рассмотреть также фильмы различных стран. Само собой список является субъективным, но я также учитывал и мировое значение того или иного произведения.

«Иваново детство», 1962 г.
Страна: СССР
Режиссер: Андрей Тарковский

В свете недавнего юбилея режиссера мне показалось нужным включить в список его дебютную картину. Первый фильм и сразу золотой лев Венецианского фестиваля, хотя Тарковский был буквально брошен на тонущий корабль, так как прежний постановщик картины не справился с материалом, причем затратив большую часть бюджета фильма. Тарковский вместе с Кончаловским полностью переписали сценарий и изменили всю концепцию первоисточника. Первоисточником, напомню, был рассказ «Иван» Владимира Богомолова.

Фильм рассказывает о двенадцатилетнем мальчике Иване, чье детство закончилось, когда на его глазах фашисты расстреляли его мать и сестру, а отец погиб на фронте. Оставшись сиротой, он стал разведчиком, и с риском для жизни добывает сведения о противниках.

На Западе фильм восприняли в экзистенциальном плане — как свидетельство о сломе в сознании маленького человека, переживающего типичную «пограничную ситуацию» на гране между жизнью и смерти. Стоит сказать, что эта трактовка появилась благодаря Жан-Полю Сартру – известному философу, который восторженно встретил фильм и даже вдохновился на написание работы.

В России придерживались трактовки о антивоенной направленности фильма и подчеркивали героико-трагический мотив истории.

Сергей Кудрявцев в своей книге рецензий «3500» писал, что Тарковский даёт в фильме мотив текучести времени, которое вовсе не заканчивается с физической смертью человека, а продолжается вечно, пока есть на свете природа и весь мир сущий. Он наследует отцу-поэту в постижении реальности как духовной субстанции и непрекращающегося круговорота жизни.

Сам Тарковский говорил о своем фильме следующее: «В „Ивановом детстве“ я пытался анализировать… состояние человека, на которого воздействует война. Если человек разрушается, то происходит нарушение логического развития, особенно когда касается психики ребёнка… Он (герой фильма) сразу представился мне как характер разрушенный, сдвинутый войной со своей нормальной оси. Бесконечно много, более того — всё, что свойственно возрасту Ивана, безвозвратно ушло из его жизни. А за счёт всего потерянного — приобретённое, как злой дар войны, сконцентрировалось в нём и напряглось.»

Помимо всего этого фильм идеален и с точки зрения внешних форм выражения, так британский оператор Роджер Дикинс, который является 13-кратным номинантом на Оскар сказал, что операторская работа Вадима Юсова в данном фильме величайшая в истории кино.

Пианист, 2002 г.
Страна: Польша, Франция, Великобритания, Германия

Режиссер: Роман Полански

Фильм снят по автобиографии Владислава Шпильмана, одного из лучших музыкантов Польши 30х годов двадцатого столетия. Главный герой – пианист, который жил своим творчеством, пока территорию Польши не заняли нацисты. Жизнь всех евреев и в том числе его поменялась мгновенно. Кинолента описывает его жизнь и жизнь многих евреев во время второй мировой войны.

Фильм был удостоен Золотой пальмовой ветви на Канском фестивале, а также получил три статуэтки Оскар, в том числе за лучшую режиссуру и лучшего актера. Главного героя сыграл Эдриен Броуди.

Многие российские критики обвинили фильм в том, что все премии достались ему не объективно, так как тема Холокоста – это беспроигрышный вариант. Безусловно, спорить с этим тяжело, но нельзя отрицать факта, что Роман Полански, как человек переживший Холокост имеет право высказаться на эту тему, тем более делает он это очень объективно, без лишней ненависти, показывая хороших среди плохих и плохих среди хороших. Фильм не похож ни на «Список Шиндлера» ни на «Жизнь прекрасна», здесь тема оккупации и гетто показана, так как не показана нигде до этого.

Летят журавли, 1957 г.
Страна: СССР

Режиссер: Михаил Калатозов

Фильм — обладатель золотой пальмовой ветви Каннского фестиваля, рассказывает о людях, в чьи судьбы вторглась война. В центре повествования трагическая история двух влюбленных, которых война разлучила навсегда.

«Летят журавли» является не просто отличной картиной, которая вызывает у нас душевный и эмоциональный катарсис, но так же его можно назвать новаторским произведением киноискусства, так как он действительно поменял все представления о возможностях и выразительных средствах в кино.

Так же данный фильм — это невероятный образец творческого союза двух художников — оператора и режиссера, для которых этот фильм стал главных в их жизни, одним из лучших за всю историю отечественного кинематографа, а так же оказал огромное влияние на мировое кино.

Не смотря на то, что фильм является прорывом всего советского кино, о его триумфе на Каннском кинофестивале в СССР сообщали сдержанно. В заметке без названия и фотографий в газете «Известия» не были упомянуты ни режиссёр, ни автор сценария фильма.

Сейчас «Летят журавли» остался единственным советским полнометражным фильмом, который получил главный приз Каннского кинофестиваля.

Блокада, 2005 г.
Страна: Россия

Режиссер: Сергей Лозница

В данной документальной киноленте нет музыки, ни сказано, ни единого слова, даже не назван город и не поименована война. В этом фильме на первый план выдвигается обычная жизнь каждого Ленинградца, повседневная хроника. Именно благодаря этому при просмотре данного фильма возникает то самое чувство сопричастности, когда ты можешь в полной мере прочувствовать ту жизнь, которая течет словно маленький ручей, в городе, окруженном и оторванном от мира фашисткой армией.

Фильм смонтирован из кинохроники и своей эпичностью, натуральностью и реалистичностью вполне может дать хороший урок игровому кино.

Братья по оружию (телесериал), 2001 г.
Страна: США

Сериал рассказывает о боевом пути роты «Easy» 2-го батальона 506-го парашютно-десантного полка 101-й воздушно-десантной дивизии США: от тренировочного лагеря в Таккоа, штат Джорджия, через высадку в Нормандии, операцию «Маркет Гарден» и Бастонское сражение до конца войны.

Создатели сериала попытались показать Вторую мировую войну такой, какая она была. Здесь нет преувеличений, нет придуманного героизма, нет унижение противника. Война в этом сериале показана такой, какой ее видели каждый день солдаты по обе стороны фронта. Эта история об обычных парнях, которые стали добровольцами и пошли на фронт.

Каждая серия «Братьев по оружию» — это цельная, самодостаточная вещь, маленький шедевр и если можно сказать маленький фильм.

Если же вы являетесь ярым патриотом и со скептичностью относитесь к участию США во Второй мировой войне, то можете не переживать, в сериале практически полностью отсутствует проамериканский пафос. Все внимание сосредоточено на солдатах.

«Братья по оружию» — это эталон жанра и культурный ориентир для тех кто хочет творить в данном направлении.


Автор — Виталий Кинжибеков
Журнал Мост

Наверх