“ГЛАВНОЕ – ДЕЙСТВИЕ”: ИНТЕРВЬЮ С АРТИСТОМ БАЛЕТА АНТУАНОМ МАЛЬЦЕВЫМ

“БЕЗ ПРИКРАС” – новый петербургский интервью-проект Екатерины Матвеевой, в котором с новой стороны раскрываются личности выдающихся деятелей танцевального искусства современности. В качестве гостей уже успели побывать Ольга Нур и известный хореограф Владимир Варнава, а сегодня Екатерина пригласила на беседу солиста балета Антуана Мальцева. Журнал “Мост” публикует полное интервью с артистом.

Антуан Мальцев – в 2010 году с отличием окончил Московскую Государственную Академию хореографии (класс В.В.Анисимова) и в 2015 году получил диплом по специальности “Педагогика балета" (МГАХ). После выпуска был приглашен М.Г. Мессерером в Михайловский театр в Санкт-Петербурге, где работал в 2010-2011 годах, параллельно выступая в спектаклях Санкт-Петербургского театра балета К. Тачкина в качестве солиста балета и педагога-репетитора. 2011-2014 годы артист балета театра “Кремлевский балет" в Москве. В репертуаре артиста сольные и ведущие партии в балетах “Лебединое озеро", “Щелкунчик", “Спящая красавица", “Жизель" и “Баядерка". В настоящий момент аспирант АРБ им. А.Я.Вагановой.

 

Что для Вас есть успех?

Успех – от слова «успеть». На таком убеждении я воспитывался с детства. Успеть быть в нужное время в нужном месте. Вовремя понять и принять информацию, вовремя закончить дела, вовремя сообразить и предпринять что-то. В балете та же схема. Успешный ребенок в школе – это ребенок быстро схватывающий, умеющий оценивать и анализировать себя, своих одноклассников, задачу, поставленную педагогом и способность быстро ее выполнять. Поэтому успешный артист – это артист, который за короткий период смог овладеть сольным репертуаром. Балетный век, как известно, короток, поэтому если до тридцати артист не достигает даже небольших вершин в искусстве, то вряд ли есть шанс их достичь позже. Лично для меня успех – это необходимость или даже потребность. Как растение засыхает без воды, так и я задыхаюсь без ощущения признания и востребованности. Когда я выхожу в партии принца Дезире в балете «Спящая красавица» во Дворце Конгрессов на три тысячи мест в Париже, и я слышу зал, их аплодисменты, их «браво», я понимаю – вот оно, ощущение восторга и успеха. Или когда даю мастер-классы за границей и вижу восхищенные глаза учеников, готовых впитывать каждое слово и движение педагога. Ведь для многих русская вагановская школа – лучшая школа в мире. Непосредственный контакт со зрителями и учениками дает эмоциональную подпитку, которая важна для творческого человека. Главное условие успеха – действие, так как стоя на месте в ожидании чуда невозможно ничего добиться, твои конкуренты или просто коллеги обязательно уйдут вперёд. Действие, поиск и решения.

 

В настоящий момент Вы работаете в двух направлениях – выступаете как солист балета и занимаетесь преподавательской деятельностью. Что сегодня для вас важнее?

Как я уже сказал, физиологически артист балета может функционировать недолго, около двадцати лет. Меньше, наверное, только модели и художественные гимнастки, но они и не учатся восемь лет. Оперные и драматические артисты очень часто уходят из театра ногами вперёд, то есть их творческий век долог. Мне сейчас двадцать семь, это пик физической и умственной активности человека, поэтому меня тянет развивать эти два направления одновременно, но заглядывая вперед, я понимаю, что танцевать остаётся не так много, именно поэтому сейчас у меня в приоритете исполнительская деятельность. После активной работы в Кремлевском балете и театре балета Тачкина я принял для себя решение о так называемом фрилансерстве. Это о тех, кто ценит свое время, личную жизнь и жизнь вообще. Работая в театре, ты остаешься практически отрезанным от социальной жизни. И я принял решение быть приглашенным солистом в разных балетных компаниях, гастролирующих по миру. Я сам могу выбирать, в какую страну поехать и с каким репертуаром, в этом есть свои прелести. Но и преподавательскую деятельность я не забываю, мне доставляет неимоверное удовольствие проводить уроки, давать мастер-классы и, вообще, двигать искусство балета в массы.

Это правда, что Вы бесплатно занимаетесь со студентами академии Вагановой?

Да, все так. Наше государство подарило мне блестящее бесплатное образование, у меня были выдающиеся педагоги, мэтры, народные артисты. Они самозабвенно несли нам те знания, те сокровенные тайны искусства, которые помогают мне развиваться как и в артистической, так и в педагогической профессиях. И это не громкие слова, это так и есть. Исходя из этого, я чувствую своим долгом передавать эти знания дальше, новому поколению и именно безвозмездно, ведь именно так возможно сохранить классическое наследие. Возмещение произойдет в результате, когда я увижу, что мой ученик растет в профессиональном плане, а бо́льшей награды для педагога не существует. Это что-то на уровне подсознания. Так нас воспитали. Но безусловно, у меня есть ученики, которые занимаются платно. Если у родителей есть возможность оплачивать, то конечно, я не отказываюсь. Любая работа, а особенно такая сложная, как работа педагога должна быть оплачена.

 

Поговорим о классике. Вы исполнитель именно классического танца. Как считаете, исчерпала ли себя сегодня классическая хореография как жанр?

Классический танец – это живое искусство, оно не может оставаться статичным как, предположим, скульптура. Меняется время, меняется эстетика. То, что было в балете сто лет назад – сегодня на сцене было бы смешно. В начале XX века балерина с ростом выше 170 см просто была бы не к месту – ни в кордебалет, ни в соло. Сейчас же, наоборот, востребованы высокие танцовщики и танцовщицы. Развивается техника. Поставить классику сегодня, конечно, можно. И ставят. Но превзойти величие Петипа пока никто не смог. Классика не исчерпала себя. Это, скорее, вопрос интереса публики. Сегодня отношение публики к классическому балету, по большей части, как к раритету, музейному экспонату. Вот это классика, мы ее любим, ценим, но предпочтение отдаем новым веяниям. По крайней мере, запад живет именно так.

У многих складывается впечатление, что пока человек “на сцене", он ничего другого не успевает. Находите время на себя?

Я люблю жизнь во всех проявлениях, поэтому всегда стараюсь отвести время себе, своему отдыху и здоровью, ведь это главное в жизни. Обожаю путешествовать, изучать языки, общаться с людьми разных национальностей.

Если бы сейчас решили создать свой театр – что бы это было и где?

— Безусловно, это был бы театр классического балета. С широким репертуаром, качественным художественным оформлением и достойным исполнительским уровнем. Многие спросят, зачем нам второй Мариинский или, допустим, Михайловский театр? Так вот, это дорогие театры – и для импресарио, и для зрителей. В эти театры ходят на имена – Шкляров, Сарафанов, или на люстру, для галочки, так сказать, вот побывал в Мариинке – престижно. В Петербурге с этим более доступно. А как быть с городами, где нет хорошего балетного театра, как объяснить растущим детям, что такое балет? Воспитание прекрасным – благотворнейшее воспитание. И хотелось бы, чтобы красота классического балета стала для людей доступнее, ближе. Ведь как сказал русский классик: “Красота спасет спасет мир!”.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Автор: Екатерина Матвеева

Фотограф: Евгения Матвиенко

Редактор: Ксения Попова

Наверх