«Гуд бай, Берлин!»: книги жанра «young adult», или почему она вошла в школьную программу Германии

В прошлый раз мы писали о книгах жанра «young adult», вышедших в серии «Недетские книжки» издательства «Самокат». Сегодня хотелось бы остановиться подробнее на одной из них: на романе «Гуд бай, Берлин!» (в оригинале «Tschick») Вольфганга Херрндорфа. В «Самокате» она вышла с пометкой 16+, на своей родине, в Германии, с ней приключилось другое «бедствие» – она попала в список школьной программы.


СТРАНА, КОТОРОЙ НЕТ

Итак, «Гуд бай, Берлин!». О чем речь?

Два 14-летних подростка (Майк из, по всей видимости, вполне благополучной семьи и Чик, живущий на социальное обеспечение) уезжают на взятой на время (окей, украденной) «Ниве» из Берлина в Валахию, чтобы навестить родственников Чика. Проблема в том, что уже само существование Валахии вызывает некоторые сомнения. Вообще-то, она существует. Или, по крайней мере, существовала – так когда-то называлась область на юге современной Румынии. Но в немецком языке выражение «отправиться в Валахию» означает еще нечто вроде «поехать незнамо куда, к черту на кулички». А если отправиться туда без карты, как сделали Майк с Чиком, то вероятность добраться до «места назначения» стремится к нулю (как, кстати сказать, и бензин в знавшей лучшие времена «Ниве» – а как-заправиться-если-тебе-14 – это другой увлекательный вопрос на повестке дня Майка и Чика).

Таким образом, Берлин и Валахия – начальная и конечная точки маршрута – полностью противоположны друг другу: Берлин – это сама определенность, столица Германии и всем известный город, а Валахия – нечто туманное, неизвестное и точно не локализованное. При таком положении дел вспоминаются выражения типа «Главное – не цель, а путь к ней» и «Чтобы обнаружить место, которое нельзя найти, нужно сначала потеряться». Что ребята и делают. И в их случае это срабатывает. Можно назвать их путешествие по-разному – «выход из “зоны комфорта”», «поход за приключениями», «сумасбродная выходка», «безответственная идея», «несчастье на свою голову», но в любом случае временное «выпадение» из привычной среды помогает им расставить приоритеты и взглянуть не только на ситуацию – но и на себя – по-другому.

АУТСАЙДЕРЫ, ВЕРГИЛИЙ И СВОБОДНОЕ ПЛАВАНИЕ

В конце книги герои возвращаются к той же точке, с которой они стартовали: к школьным будням, за отрывом от реальности следует возвращение к обычной жизни. Впрочем, в одну реку нельзя войти дважды, вот и ребята вливаются в прежнюю жизнь уже другими. Да, Майк и Чик – одноклассники, те, кого обычно называют аутсайдерами. Оба они «в стороне» от школьного круга избранных. Вопрос только почему? Майк – потому что он вроде бы скучный и молчаливый, с Чиком вообще все сложно – он русский немец из неблагополучной семьи. Но иногда позиция «постороннего» позволяет посмотреть на ситуацию с другой точки зрения. И может помочь понять, действительно ли нужно так стремиться в круг избранных и ваш ли это круг? Конечно, в одиночку оттолкнуться от разделяемых большинством ценностей, необязательно навязанных родителями или школой, но и принятых в сообществе «популярных» одноклассников, и отправиться в свободное плавание непросто. Здесь не обойтись без настоящего, понимающего друга. Без внимательного проводника, каким был Вергилий для Данте. И для Майка таким другом и спутником становится Чик – не просто странноватый подросток, подбивающий благовоспитанного мальчика Майка на участие в более чем сомнительном предприятии, но тот, кто помог ему выбраться из окружающего его одиночества и поверить в себя и собственный взгляд на мир.

ЛЕКАРСТВО ОТ СКУКИ

Начало романа из-за пары-тройки не совсем литературных слов может показаться «неблагозвучным» взыскательному уху пуриста, а вообще-то оно здорово интригует. Как говорил Вольфганг Херрндорф в одном интервью, при создании книги он думает в основном о том, чтобы написанное не получилось скучным. Неплохой девиз для писателя? Героям нужно ответить на множество каверзных вопросов: например, могут ли в поездке пригодиться ролики, чтобы доехать на них до заправки, если кончится бензин? Можно ли, катаясь на машине по огромному пшеничному полю, вывести собственные имена так, чтобы их было видно с помощью «Google Earth»? Существуют ли цыганские евреи? Стоит ли требовать адвоката, когда тебе грозит обвинение в угоне автомобиля с отягчающими обстоятельствами? С кем лучше всего вести душевные разговоры? Как с помощью пантомимы убедительно изобразить полицейского? Что делать с подарком на день рождения, на который вас не пригласили? Приятно ли купаться в горном озере и спать в лесу? Как с помощью часов определить стороны света? И кто, между прочим, был первым президентом ФРГ?

Но главное, эта поездка позволяет посмотреть незамутненным взглядом на окружающий мир и сосредоточиться на том, что происходит здесь и сейчас. Она помогает выбраться за рамки приличий и, как бы пафосно это не звучало, найти дорогу к себе.

(РУКО)ВОДИТЕЛИ ЖИЗНИ

В «Гуд бай, Берлин!» герои в поисках себя и своего места в жизни понимают, что ориентир – это необязательно то, что дают школа или родители, которые, возможно, сами не знают ответов на многие вопросы, да уже давно никаких вопросов и не задают, но вооружившись правилами, авторитетом и приличиями, ни за что не признаются в этом ни себе, ни, упаси Боже, детям. Поездка в Валахию – это способ открывать новые горизонты и искать собственные ответы на собственные вопросы. Это способ на время убрать из поля зрения устоявшуюся систему взглядов, но не для того, чтобы навсегда остаться «на обочине», а чтобы вернуться на «трассу», обретя собственное отношение к ней, выбросив ненужное, избавившись от балласта и став наконец-то самому водителем своей жизни.

И не стоит искать в этой книге мораль – не то чтобы при желании ее нельзя было найти, просто здесь есть риск угодить на те протоптанные дорожки, с которых так отчаянно пытаются свернуть герои в поиске собственных нехоженых путей.


Журнал Мост
Автор: Ирина Новожилова

Наверх