ИСТОРИЯ И БЫТОВАНИЕ ГОТИКИ

Готический стиль – одно из самых условных и сложно датируемых понятий. Его название произошло от итальянского слова «gotico» – непривычный, варварский. Таким искусство средних веков стало в сравнении с упорядоченной ордерной архитектурой античности и Возрождения. Вселенная Ренессанса вновь обратилась к антропоцентризму, иначе, в ее центре оказался человек и его окружение. Поэтому параллель между новым «гуманистическим» обществом и Древним миром была особенно удачна для философии и политики. «Все эти постройки, равно как и остатки несохранившихся, свидетельствуют о том, что архитектура кое-как еще держалась, но сильно выродилась и далеко отклонилась от хорошей древней манеры», – Джорджо Вазари. Такого же мнения придерживался и живописец Рафаэль. Именно он впервые использовал термин готика, увековечив его в письме для Папы Льва X.

Но реальные границы между средневековьем и новой эпохой очень размыты как в веках, так и в нравах. Раннехристианское искусство начало свое развитие еще в светском государстве. Даже после рокового 313 года, когда Миланский эдикт вывел христианство из ранга гонимых религий, искусство бытовало наравне с античными храмами, римскими термами и софистикой. К VII веку из-за «большого переселения народов» греческий (официальный) и арамейский (в народе) языки перестали быть интернациональным средством общения: их место начала занимать более простая и универсальная латынь. Канули в прошлое и риторика, и юриспруденция, и система канализации. Чего стоит один «Трупный синод» в 897 году, когда из могилы был извлечен труп Папы Формоза и представлен перед судом за свои грехи, наказан и отдан на растерзание народу.

С эпохой Возрождения средневековая мораль продолжала свое бытование. Например, хорошо известное нам выражение «охота на ведьм» получило распространение именно в XV-XVII века. Булла «Всеми силами души» Папы Иннокентия VIII от 1484 года стала причиной жестокой инквизиции. Ведьминские процессы сопровождались не только политически, но и научно: было выпущено ряд книг-справочников для поимки ведьм, самая популярная из них «Молот ведьм» – настоящие пособие для инквизиторов.

Фигура демона на соборе Нотр-Дам-де-Пари. Париж, 1935 год

Исходя из этого, многие историки не разделяют Средневековье и Возрождение и начинаю отсчёт Нового времени от эпохи Просвещения. В некоторых смыслах такая периодизация кажется естественной, но не с точки зрения искусства. Характер и мировоззрение этих периодов все же были разными. С одной стороны монастырь как оплот учёности и знания, с другой – печатная книга Гуттенберга (1450-е), светское общество и зарождение художественного рынка.

Каспар Давид Фридрих. Аббатство в дубовом лесу. 1809-1810

Первым, кто оспорил презрение к искусству готики, были творцы эпохи Романтизма. Гете в своей статье «О немецком зодчестве» (1823) возвел готические соборы в ранг национального достояния. Гюго в романе «Собор Парижской Богоматери» (1831) посветил целую главу хрупкой и уязвимой архитектуре храма. А живописец Фридрих своими полотнами закрепил миф об «утраченном соборе». В середине XIX столетия готика даже получила статус самой рациональной архитектуры. Более цельное осмысление этого периода пришлось на 1920-е годы. Эмиль Маль, основоположник французской школы медиевистики, обозначил средневековую архитектуру «библией для неграмотных». Так, готические храмы стали высеченным в камне Священным Писанием.

Неразумные девы. Фасад Страсбургского собора. XIII в. Франция

Зарождение готики произошло на севере Франции в середине XII века. В 1140-е годах монах Сугерий, славившийся своей жизнерадостностью и любовью к красоте, предпринял перестройку церкви аббатства Сен-Дени. В новом храме соединились стрельчатая арка (бургундская архитектура) и нервюрный свод (нормандская архитектура), уже встречавшиеся в области Иль-де-Франс. И несмотря на активные элементы романики, этот храм стал катализатором готического строительства. Тесная связь монаха Сугерия с французской монархией – Людовиком VI и Людовиком VII позволила преодолеть споры между монашескими орденами и сделать готику главным стилем вплоть до XIV века. За одно лишь столетие во Франции возвели около 80 соборов, в том числе Парижской Богоматери (заложен в 1163).

Аббатство Сен-Дени, XII в. Франция

Готика сохранила романскую базилику с трансептом и башнями, но отказалась от ее тяжелых несущих стен. Вся тяжесть сводов распределялась по нервюрам (ребрам) и базировалась на внутренних пилонах центрального нефа и на внешних опорах: аркбутанах-мостиках и столбах-контрфорсах. Так, конструкция храма перестала казаться столь массивной, а в стенах собора появились витражные окна. К характерным чертам стиля также относятся доминирование вертикалей, стрельчатые арки, обилия скульптуры на фасаде, в том числе в виде фантастических существ, и вимперги – высокий остроконечный щипец, завершающий порталы и оконные проемы готических зданий.

От века к веку храмы меняли свои декоративные черты: от ранней готики к зрелой или высокой (рубеж XIII-XIV вв.) и затем к поздней (XIV-XV вв.). В период зрелой готики синтез искусств достигает наибольшего расцвета: многочисленные витражи и скульптура, изобилие декоративных элементов и наверший – фиалов.

Реймсский собор, XIII в. Франция

Поздней готике свойственны усложнение формы свода и богатый декор в виде пламени в оформлении окон и щипцов. Благодаря этому возникло еще одно название позднего периода – «пламенеющая готика». В скульптурном убранстве храма особое внимание уделялось человеку и его эмоциям, трагическим сценам страдания и смерти.

Вслед за Францией готика появилась в Италии, Германии и Англии. Из-за Столетней войны немецкая ветвь стиля получила свое развитие несколько позже французской и приобрела свои, северные региональные черты: строгие конструкции, более четкие формы, башни над средокрестием и стрельчатые окна вместо окна-розы. Часто в Германии встречаются однобашенные готические храмы.

Кёльнский собор, XIIIXV вв. Германия.

Английская готика также обладает своими чертами, отличными от континентальной традиции. Главный фасад часто растянут и сильно декорирован. Так как религиозная архитектура Англии чаще принадлежала резиденциям монархов, то обладала более сложной системой организации и имела несколько трансептов с центрическим залом собраний. Над средокрестием, как и в немецких храмах, базировалась башня. Но при этом она была самой высокой во всем сооружении.

Собор Девы Марии, XIIIXIV вв. Солсбери, Великобритания.

Особым очарованием обладали витражи. Наравне со скульптурой они были главным повествовательным аспектом храма – только в Шартрском соборе витражи занимают площадь 2000 м2. В эпоху Сугерия свет имел прямую связь с образом Бога. Именно идея божественного света и сравнение храма с райской шкатулкой сделала витраж важнейшим воплощением слова Божьего. Источником сюжетов были Ветхий и Новый Заветы.

Шартрский собор, окно-роза, XII в. Франция

Свое происхождение витражное дело берет еще в античные времена. Цветное стекло использовалось также и в романских церквях, но в более сдержанных оттенках. Процесс изготовления готического витража был очень трудоемким и состоял из эскиза, нескольких слоев краски (гризайли и жидкой краски по контурам), обжига, выкладки на деревянную панель отдельных кусков и скрепление их свинцовыми полосками. Как и архитектура, витраж менялся с годами: усиливалась орнаментика, градация цвета, светомоделировка, уделялось особое внимание жестам и позам. Так было предопределено появление не условных, а реалистичных изображений.

Сент-Шапель, XIII в. Париж, Франция

Эти пять с лишним веков готического искусства не охватить никакими статьями и книгами, поэтому в заключение я желаю вам увидеть один из этих храмов в закатные часы.

Наверх