ЭСТЕТИКА ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПОСТМОДЕРНИЗМА: ХАОТИЧНОСТЬ МИРА НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВЕНЕДИКТА ЕРОФЕЕВА

Восприятие мира полностью зависит от самого человека, так как мир − это отражение внутренних переживаний людей, их скрытых желаний и мыслей. Так или иначе, в обычном восприятии мир приобретает некие рамки, знания о нем систематизируются, начинают сопровождаться ассоциациями. А что, если полностью перевернуть человеческие знания о мире, разрушить эту выстроенную стену убеждений? Это и есть главная задача постмодернизма – литературного направления, отличающегося разнообразием элементов, погруженностью в культуру, отражающего хаотичность, децентрированность современного мира. Поэма «Москва-Петушки» писателя Венедикта Ерофеева – яркий пример этого направления, со своим неповторимым своеобразием и взглядом на мир.

 

ПОСТМОДЕРНИЗМ – культурное течение, пришедшее на смену модерну и принесшее в современную отечественную литературу свою изюминку. Постмодернизм возник как радикальное, революционное течение. В его основе лежат деконструкция (термин введен Жакка Деррида в начале шестидесятых) и децентрация. Деконструкция − это полный отказ от старого, создание нового за счет старого, а децентрация – это рассеивание твердых смыслов любого явления. Центр любой системы является фикцией, авторитет власти устраняется, центр зависит от различных факторов. К основным понятиям постмодернизма относятся также ремейк и нарратив. Ремейк – это новая версия уже написанного произведения. Нарратив – это система представлений об истории. История является не сменой событий в их хронологическом порядке, но мифом, созданным сознанием людей.

 

Постмодернистский текст является взаимодействием языков игры, он не подражает жизни, как традиционный. В постмодернизме меняется и функция автора: не творить, создавая новое, но перерабатывать старое. По выражению американского писателя Джона Барта, постмодернизм – это художественная практика, сосущая соки из культуры прошлого, литература истощения.

 

 

Именно такими деталями, такими признаками наделена поэма Венедикта Ерофеева “Москва-Петушки". Произведение написано в 1970 году, а впервые опубликовано в России в 1988. Поэма написана от первого лица, со множеством биографических и автобиографических деталей, на игровом уровне она превращала житейско-бытовое в художественно-эстетическое, перемещала центр тяжести с общественно значимого на незначительно частное. Сферой раскрытия личности Ерофеев делает не социум, а случайную приятельскую компанию. Главным условием оценки реальности сомнение и отчаяние. Ерофеев строит свое произведение с опорой на традиционные приемы романного построения. Через поэтику намека, аллюзии, ассоциации, он легко опирается на классические художественные тексты, использует привычные литературные формулы-цитаты и языковые штампы.

 

Поэма указывает на традицию гоголевского повествования: поэму “Мертвые души". Уже жанровое определение дает понять, что в основе построения этого текста лежит гоголевская традиция правдивого изображения человека, “взятого из нашего же государства".

 

Главный герой поэмы – Веничка, спившийся интеллигент. Москва для Венички является дьявольским местом, несущим в себе только горести и несчастья, поэтому он отправляется на электричке в Петушки в поисках успокоения.

 

Сюжет представляет собой похмельную исповедь философствующего алкоголика. Александр Генис замечает, что алкоголь является тем стержнем, на который нанизан сюжет Ерофеева. Герой проходит все ступени опьянения: от первого спасительного глотка до мучительного отсутствия последнего. И в строгом соответствии этого пути выстраивается композиция. По мере продвижения к Петушкам в тексте нарастают элементы бреда и абсурда.

 

В диалогах раскрывается душа героя, его сокровенные тайны и мысли. Его характер создается как характер человека, смиренно принимающего несправедливость мира, покорно терпящего пренебрежение окружающих. Его пьянство – не проявление слабости характера, не следствие социальных пороков и не протест против существующих порядков; это мученичество, страдание, возложенное героем на себя сознательно и добровольно. Тип поведения героя определяется по-разному исследователями. Липовецкий считает, что это форма юродства, шутовства. Венедикт Ерофеев относит логику поведения героя к традиции русского скоморошества. Однако иронический ракурс в поэме позволяет некоторым ученым, например, Муравьеву и Эпштейну, считать, что это не собственно ирония, а “противоирония", то есть выворачивание иронического наизнанку и восстановление серьезности, но без прямоты и однозначности.

 

Произведение помогает поменять отношение ко многим вещам в жизни, осознать хаотичность мира, его непостоянность. И если вы захотели измениться, изменить свою жизнь, то попробуйте начать с прочтения это книги, и результат не заставит себя ждать.


Наверх