КАК ФОРМИРУЕТСЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ СРЕДА И ЗАЧЕМ ЕЕ ОРГАНИЗОВЫВАТЬ?

С древних времен на фоне обыденной жизни нас впечатляют вещи, которые были нам чужды еще вчера, но которыми сегодня мы неизбежно пользуемся, будь то смартфон, компьютер или интернет. По аналогии с устройством города, таксофоны, которые на всех главных улицах создавали свой колорит, были заменены средствами связи, используемыми людьми вне дома. Исключением являются только те улицы, которые в силу конфликта с направлением развития города и распределением налогов не нуждаются во внедрении видимых нами таких технологий.

Таймс Сквер в начале 20 века и сегодня после перекрытия Бродвея от личного автотранспорта в пользу пешеходного движения

Что мы знаем об организованной среде?

Эксперимент, проведённый в 1971 году, где условная тюрьма была устроена на базе кафедры психологии Филиппом Зимбардо, представлял собой психологическое исследование реакции человека в среде, ограничивающей свободу и влияние навязанной социальной роли. Группу, состоящую из 24 психически здоровых человек, поделили по ролям случайным образом на «заключённых» и «охранников». Охранникам выдали дубинки и униформы, которые они выбрали сами, а заключенные были вынуждены одеваться только в халаты без нижнего белья и резиновые шлёпанцы. Результат: эксперимент быстро вышел из-под контроля. На фоне происходящего офицеры проявляли садистское и оскорбительное поведение, а у заключенных появились сильные эмоциональные расстройства.

Запечатленные моменты Стэнфордского эксперимента

Детальная информация об эксперименте общедоступна, и какой бы вывод каждый из нас не делал на его основе, не получается исключить воздействие контекста внешнего образа на определение себя в пространстве, несмотря на закрывающиеся тюрьмы в одних точках нашей земли и на переполненные в других.

Бывший тюремный корпус в Нидерландах переоборудованный в жилой квартал без особых внешних изменений

Человек привык подбирать одежду под определенный случай, чтобы воздействовать на ту или иную ситуацию. Образ пространства влияет на наше желание ему соответствовать и архитектор/урбанист, как модельер, который не дает конкретную форму комфорта, а создает возможность соответствовать стилю жизни общества.

Собор в Нидерландах переоборудованный в библиотеку

И как показывает опыт, среда, где спокойное взаимодействие с окружением позволяет менять заложенные цели, например, стимулирует интерес к предметной креативности. Активные места, где среда предоставляет возможность создавать активный перфоманс, стимулирует социальную креативность.

Шведский дизайн универсальной мебели

Хорошей детской площадкой заинтересуется даже взрослый, а в образцовой детской площадке взрослый будет принимать участие без раздумий. Понятное по назначению пространство быстро надоедает, и таким образом всегда появляется желание либо изменить его, добавив элементы, либо появляется желание как можно чаще его избегать. Что будет вызывать утомление, а в «сломанной» среде еще и вызывать давление на психику.

Качели в тихой зоне Бостонского парка

Решением этой проблемы будет возможность к трансформации. Важно дать участвующему инструменты, а не саму суть или сам предмет. То есть среда должна выражать не универсальный, а унифицируемый, неопределенный тип использования.

Например, среда, где есть сенсорная интеграция и присутствуют риски, в том числе и с мнимой возможностью получить удар, людям до пяти лет позволяет препятствовать развитию фобиям в дальнейшем. Ребенок, в отличие от взрослого, не различает мусор от не-мусора, грязь от не-грязи, опасность от безопасности. Если заранее не закладывать в планируемое пространство такие места, то он сам будет находить их в пространствах представляющих реальную опасность для жизни. Например: железнодорожные пути, заброшенные здания, строительные площадки.

Набережная в Чжанцзяган

Понятные элементы в детском пространстве детям надоедают быстрее, чем понятные элементы в среде для взрослых. Поэтому в случае с игровой зоной крайне необходима возможность к трансформации объектов взаимодействия при участии ребенка. Поэтому детская среда должна быть безобразной, без конкретики под определенную игру. Разницу между сломанным и не-сломанным ребенок не понимает, так как их закладывает в него взрослый. Поэтому мы видим разрисованные стены, испорченную мебель и прочие «злодеяния» только потому, что дети видят в изначальном предназначении этих вещей скуку из-за отсутствия личного участия в них. Юные люди, пока не сломают дополнят окружение, не поймут его устройство, а без подпитывания этих инициатив в будущем велика вероятность увидеть в них желающих потреблять, а не создавать. И пока нет иного способа показать, что в окружающем мире работает, а что нет. Испорченные детьми вещи для нас являются являются частью их созданного личного мира, частью их личного опыта. Стоит ли отбирать у них этот опыт порицая, решает каждый сам.

Лето в парке Музеон

Смена сезона в пространстве формирует привыкание к возможным изменениям в нашей жизни, что дает защиту от стрессовых ситуаций. Поэтому в идеале стоит использовать натуральные материалы, например, источник которых характеризует место их происхождения. Тогда человек любого возраста будет получать более наглядное представление места и его контекста. Но как показывает практика, все чаще старшим стоит учиться, особенно лояльности к информации, у юных, чем наоборот.

В общественной среде необходимо также наличие открытых зон и закрытых, где интересы пересекаются и где можно быть наедине с собой или с кем-то еще, что подразумевает как наличие общего стола, так и столов по интересам. Не стоит забывать о зонах как объединения, так и уединения.

Безопасная горка в Бельгии

Можно предположить, что информационное пространство формирует стимул к определенной деятельности. И люди его формируют как наличием приносимых элементов, так и принося в него себя любимого лично. За что некоторые и любят, например, дачу, гараж, места, где проводили время в детстве или студенчестве. Ведь мы участвовали или продолжаем участвовать там лично.

Поэтому общественное пространство формируется либо его потребителями, либо людьми, желающими реализовать игру с одетыми в форму и одеваемых в халаты. И не факт, что никто не будет использовать это, преследуя свои другие цели, не имеющие ничего общего с целями потребителей. А задачи дизайна во всех его проявлениях всего лишь ставит цели расширить привычную зону комфорта человека, что значит и неизбежную возможность принимать в этом участие каждому. Неизвестное или непонятное — еще не значит «плохо» и его нужно избегать. Неизвестное — это огромные возможности, в которые уже сейчас каждый может внести свой вклад. Важно только не забывать, что сформулировать эту цель нужно постоянной повесткой проблем с людьми, имеющими опыт решении. Тогда результатом станет организованная среда, соответствующая функции, а значит и обществу.


Автор: Артем Сластников

Иллюстрация: Aleksandar Savić

Наверх