КИБЕРПРОСТРАНСТВО: ФАНТАСТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО И МЕСТО ЕГО ОБИТАНИЯ

Человек “виртуальный» подобен головастику. Он головастый и часто хорошо образованный. Он молод и пока ещё не стал взрослой лягушкой. Он вёрткий и юркий, плавает в мутных водах web-пространства и пока достаточно безобидный. Он громко квакает и любит играть в «кваку». Ему нравится гулять в интернет-болоте по ночам (после захода солнца). Кроме того, головастиков – великое множество. Их голоса день ото дня становятся всё громче и громче…

«Виртуальность как социокультурный феномен: Аретея и аретенты»

С чего всё началось?

Техническая революция 19 века привела к пересмотру понимания искусства, в том числе понимания того, как должны выглядеть картины. Живопись начала уступать фотографии, а также картинам на кинополотне, телеэкране. Самым первым шагом к тому, чтобы создавать технические картины послужило появление фотографии в 1839 году. Постепенно появляются новые изобретения, такие, как праксиноскоп. Это был первый в мире прибор, позволивший демонстрировать движущиеся рисунки. Инструмент состоял из цилиндра и стенок высотой примерно 10 сантиметров. На внутренней стороне располагалась полоса с миниатюрами, а в центре зеркальная призма, число сторон которой соответствовало количеству миниатюр. Миниатюры отражались в призме так, что при его вращении создавался анимационный эффект. Чтобы понять, как это работает, можно посмотреть фильм «Оз: Великий и Ужасный». Главный герой, обычный человек, с помощью этой технологии предстает перед жителями страны настоящим волшебником.

Художникам было мало классических способов выражения своего творчества, и они искали новые пути самовыражения.

Томас Уилфред стал известен своей визуальной музыкой, которая получила название «Light-art» или «Lumia», а также своими проектами цветомузыкальных установок. Его друг Кристиан Сидениус, построил позади своего дома небольшой театр, в котором Томас работал со светом и кусочками стекла. В то время многие художники экспериментировали с этими возможностями, но Уилфред был первым. Несмотря на то, что ему не хватало технического образования, все его световые установки были достаточно надежными.

Визуальная музыка, или, как ее еще называют, цветная музыка, представляла собой наложение звуков на визуальный ряд.  У многих есть представление о том, что звуки, которые мы слышим, имеют свой цветоряд. Художники 19 века начинали воспроизводить эти мысли в своем творчестве.

На данный момент визуальная музыка все еще существует и пользуется популярностью. Мелисса Мак-Кракен рисует классические музыкальные произведения, так, как они ей видятся.

 Бах, «Виолончель Сюита № 1»

Затем, стремительное развитие получают кино и телевидение. Искусство теперь можно увидеть не только на выставках, но и в кинотеатрах, и у себя дома.

С развитием интернета оно становится еще доступнее каждому человеку, а с появлением новых технологий его часть перемещается в виртуальный мир.

В 2017 году становится популярным VR-искусство. Очки виртуальной реальности позволяют переосмыслить как уже существующие шедевры искусства (например, в марте 2017 года на лондонском аукционе Sotheby´s можно было увидеть «Переходный момент» Сальвадора Дали в VR-формате), так и предлагают новые проекты. Очки виртуальной реальности также популярны в гейм-среде: сейчас поклонники компьютерных игр считают, что вскоре все игры перейдут на виртуальный уровень. И будущее, которое предлагали нам сюжеты фантастических фильмов и книг, о полном перемещении человека в интернет-сети, уже не кажется нам таким далеким.

Искусство в киберпространстве и социальные проблемы

Так же, как и в обычном мире, виртуальная реальность предлагает нам не только смотреть на красивые картинки, но и призывает задуматься над проблемами общества.

Проект iAnimal, который дословно переводиться как «я животное», предлагает зрителям выставки посмотреть на мир глазами зверей, которых он употребляет в пищу.

Выставка предлагает перенестись на животноводческие фермы и бойни с помощью VR-очков, чтобы прочувствовать тот страх, что испытывает животное на себе. Это позволяет обществу задуматься над проблемами потребления и эксплуатации других живых существ. Ведь чаще всего нам удается понять других, только оказавшись в их «шкуре».

Похожую выставку предлагают посмотреть и в некоторых городах России, она называется «Их глазами». В Санкт-Петербурге она проходит в Лофт пространстве «Этажи».

Центр современного искусства «МАРС» предлагает посмотреть выставку «Психоз», на создание которой их вдохновила пьеса Сары Кейн «4.48 Психоз». Пьеса не новая, текст написан в 1999 году, однако ее виртуальное переосмысление позволило взглянуть на нее иначе. Действие выставки происходит по похожему типу: надев очки виртуальной реальности, зрители оказываются в психологической лечебнице с санитарами и смирительными рубашками. Посетители оказываются в голове у пациента, их окружают странные, загадочные явления, которые не поддаются объяснению. Как говорят художники, мотивом для проведения выставки послужило желание показать психоделику и социальный протест в совершенно новом формате.

Виртуальное искусство продолжает совершенствоваться. Лондонская компания Gravity Sketch собирает средства на разработку приложения, которое позволит создавать 3D-модели любого уровня сложности в режиме виртуальной реальности. Ранее приложение было доступно на IPad, но компания собирается выпустить аналогичную версию на VR-устройствах. Можно предположить, что в скором времени можно будет создавать целые города в рамках интернет-пространства.

Авторка Милена Калашникова

Наверх