«КИЛЛЕР ДЖО»: СПЕКТАКЛЬ О ЧЕЛОВЕКЕ И БЕСЧЕЛОВЕЧНОСТИ

Театр маленький, похожий на коробок спичек, в партере боевая женщина в красном кричит из одного конца зала в другой: «Шалом, селяне!». Заливисто смеется, но тут голос из динамика просит выключить мобильные телефоны (спойлер: это не сработает, и зрители будут делать фотографии прямо во время спектакля). Выключается свет, люди ненадолго затихают, начинается спектакль.

Сюжет

Спектакль поставлен по одноименной пьесе современного американского драматурга Трейси Леттса «Киллер Джо». Действие происходит в небольшом городке в штате Техас. Сын предлагает отцу убить алкоголичку-мать, потому что знает – она застраховала свою никчемную жить на 50 тысяч долларов. Они решают нанять киллера, который по иронии судьбы, работает в полиции, а в качестве аванса отдают сестру Криса, малолетнюю Дотти.

Почему спектакль актуален?

На протяжении всего спектакля зрители задаются вопросом: «Чем готов пожертвовать человек ради собственной выгоды?». И несмотря на то, что действие происходит на примере всего лишь одной семьи, которая и так давно опустилась на дно, зритель понимает – это суть портрет всего общества. Того, где люди совсем потеряли свои социальные роли. Где полицейский должен помогать людям, а совсем не «подрабатывать» киллером. Где отец должен оберегать своих детей, а не отдавать дочь в качестве платежа. Где ребенок должен играть в Денди, а не планировать убийство собственной матери.

Конечно, подобное сравнение может показаться грубоватым, но гротеск на то и гротеск, чтобы почти карикатурно демонстрировать пороки человека и общества. Но в какой момент социальная драма в театральной постановке стала больше похожей на гротеск? А может это жизнь стала такой?

Герои почти не контактируют на тактильном уровне, потому что пересекаются только в желании убить мать и получить деньги (еще один символ современного общества и отношений в семье). Персонажи без кожи, поэтому и не дотрагиваются друг до друга. Они совсем ничего не могут сделать с миром, да и если бы могли – не сделали. Даже убийство жены и матери они не совершили собственноручно, а опосредованно, с помощью киллера. Они отдалились так, что ранее близкие люди стали теперь только жертвами, подельниками или платой.

Спектакль, бесспорно, сможет вас удивить и оставить в состоянии диссонанса. Здесь смешно и абсурдно, здесь страшно и горько, а где-то даже и верить не хочется, что все это и правда происходит. Может даже показаться, что все это в том западном разложившимся обществе и к нам никакого отношения не имеет.

Но градус абсурда растет, когда отец семейства Ансель начинает смотреть новости на канале НТВ про Сирию, а киллер Джо Купер выходит в костюме российского полицейского на свидание с Дотти, предлагает ей «хлебнуть холодненького пивка» и дарит гвоздичку, а потом начинает в караоке петь песню Юрия Лозы «Плот». Зрители подпевают, узнают образы и паттерны поведения, гогочут и испуганно замирают. Не только запад, а наше родное горьковское «На дне».

Особенности постановки

Что еще отличает спектакль «Киллер Джо» от большинства драматических театральных постановок? Это неклассическое, но очень умелое использование вещей, ставших уже привычными для театра. Абсолютно естественно, что в любой пьесе есть ремарки и авторские отступления для актеров, но в этой постановке они озвучиваются зрителю. Мы все привыкли к тому, что в большинстве своем на сцене всегда есть необходимый реквизит, но в этой постановке часть его бестелесна. Да-да, герой пьет из кружки, но в руках пустота.

Подобный лаконизм присутствует и в движениях героев. Они не только почти не касаются друг друга, но и перемещаются по сцене максимально аккуратно. Не совершая ни единого лишнего движения, актеры помогают зрителю сконцентрироваться на деталях, ведь их намного легче заметить, если «картинка» не перегружена.

Действительно каждая вещь на сцене, каждое движение и каждый звук находятся на ней мотивированно. Бликующие под сценой бутылки, жужжание летающих мух и дешевая еда демонстрируют мир, в котором живет семья. Красная гвоздика и форма российского полицейского привязывают происходящее к нашей реальности.

Есть ли у постановки «Киллер Джо» в театре Малышицкого четвертая стена? Даже если есть, то в этот раз с помощью убедительной игры актеры ее преодолели и напрямую обратились к зрителю. Постановка не закачивается точкой «и жили они долго и счастливо», а скорее оставляет вопрос: «На что готов человек ради своей свободы и денег?».

Наверх