Курьер не нашего времени

«Курьер» – советский художественный фильм конца 80-х, который претендует на звание «отражения молодого поколения перестройки». Снят по одноименной повести Карена Шахназарова.


В сущности, это еще одно произведение о конфликте старых и новых взглядов, конфликте отцов и детей, где отцов сыграли профессионалы советского кино (Ирина Чурикова, Олег Басилашвили, Владимир Меньшов), а детей – начинающие актеры (Федор Дунаевский и Анастасия Немоляева).

Это история о юном Иване, который не вписывается ни в какие устои советского общества. Родители юноши развелись, он не поступил в университет, отец уехал работать в Африку, а мать нашла непутевому сыну работу в газете «Вопросы познания». Так Иван стал курьером. Отвозя рукопись по заданию редакции, главный герой знакомится с профессорской дочкой Катей. А дальше сюжет фильма представляет собой смесь из нелепых выходок главного героя, нелогичного поведения Кати, диалогов и монологов, претендующих на глубокий смысл, а также скучных вставок с африканскими пейзажами и брейк-дансом. В итоге это блюдо оказывается лидером в списке проката 1987 года и лучшим фильмом по версии журнала «Советский экран».

Возможно, оценить замысел автора и всю глубину картины не позволяет новый конфликт поколений: те, кто не застал времена перестройки, вряд ли поймут, что творилось в голове у людей той эпохи. Но обо всем по порядку.

Главный герой. Кто он? Бунтарь? Циник? Шут? Или попросту обычный самоутверждающийся подросток? Режиссер вместе со зрителем перебирает варианты на протяжении всей картины. Простой и очевидный ответ на эти вопросы приходит под конец: Иван просто еще один из подростков, который не разобрался в жизни, но который «вырастет, перебесится, и станет таким же, как все взрослые». Отдельно можно отметить игру главного героя: одно выражение лица на всю картину, монотонный голос и скучающий вид. Не важно, что он делает: шутит (чаще всего не очень удачно) или говорит серьезно – маска некой безучастности не сходит с его лица. Что это: недостаток профессионализма или авторская задумка – не понятно. Иван то хочет победы коммунизма во всем мире, то рассуждает о том, как совратит дочь профессора при самом профессоре, то врет отцу Кати, что она ждет ребенка, то дарит другу Базину пальто. Сейчас на него посмотрели бы без удивления и сказали: «еще один тролль, каждый второй сейчас такой». А в 80-х это называлось гордо: «герой нового времени».

Катя. Сначала спокойная, равнодушная и рассудительная студентка МГУ, а в конце фильма – истеричная и неуравновешенная девица, заявляющая, что мечтает не о победе коммунизма, а о дорогой машине, алом шарфике и маленькой собачке. Отношения Кати и Ивана выглядят очень натянуто и неестественно, а финал их остается открытым как для самих героев, так и для зрителей.

Катя с Иваном, его безучастный и глуповатый друг – уличный парень Базин, компания сидящих по разным углам подростков на вечеринке и молодые люди, танцующие брейк-данс – вот и все представители новой советской молодежи по мнению Шахназарова. Такое чувство, что молодым людям просто скучно жить. Они ищут себе хоть какое-то увлечение, но натыкаются только на устаревшие общественные рамки и упреки взрослых.

Однако в своей нелепости не отстает и старшее поколение. Начальник редакции «Вопросов познания» мечтает о том, чтобы атмосферное давление не падало, его помощница хочет выйти замуж за японца. Друг отца Кати сетует на то, что его сын пьет молоко прямо из бутылки, а сам Катин отец превращает ужин с друзьями в спектакль под названием: «Я хочу знать, в чьи руки перейдет возведенное нами (старшим поколением) здание?!» К пониманию отцы и дети так и не приходят, а Иван не выносит для себя никаких уроков. Возможно, картина выглядит настолько незавершенной потому, что сценарий фильма во многих местах не совпадает с книгой. Кроме того, фильм стал еще одной жертвой советского режима. Из-за антиалкогольной кампании было запрещено показывать обычную студенческую пьянку, в которой Иван выпивает чуть ли не бутылку виски. Вместо этого он выпивает французские духи. Не логично звучит и разговор двух студентов: «Я прихожу, а они там все трезвые». В оригинале было «пьяные», но этого слова цензура тоже допустить не могла.

Довольно странными выглядят и рассуждения героев о коммунизме. Скорее всего, это тоже цензурная вставка, так как в 80-х молодежь была абсолютно равнодушна к партийным лозунгам.

Неясно и отношение главного героя к армии. Не секрет, что люди поколения и взглядов Ивана скорее укрывались от армии, а не относились к ней со спокойствием и принятием. В книжном варианте главный герой говорит, что будет поступать в институт в следующем году и ни в какую армию не собирается.

фильм курьер 1986

Тем не менее, конец фильма оказался очень сильным. Иван идет домой после злополучного ужина у профессора, где конфликт поколений достиг своей кульминации. Впереди он видит вернувшегося домой отслужившего афганца, а сзади – молодых людей, увлеченно танцующих брейк-данс под электронную музыку. Это противопоставление жестокой реальности и вымышленных несерьезных увлечений является большим плюсом на фоне проходящей через весь фильм неразберихи. Финал картины открытый: возможно, афганец был показан потому, что Ивана в скором времени ждет похожая участь, а, возможно, для того, чтобы главный герой вместе со зрителем сделал какой-то вывод.

«Курьер» — фильм о поколении перестройки для поколения перестройки. Это вне сомнения феноменальная картина, по достоинству оцененная всеми, кто нашел в ней себя. Но времена меняются, меняются взгляды и понимание каких-то вещей. Поэтому для современного поколения нужен новый Карен Шахназаров и новый Иван, который будет смеяться в лицо обществу и станет кумиром для молодежи 21-го века.


Автор — Алина Городниченко
Журнал Мост

Наверх