МАТЕРИАЛ В ИСКУССТВЕ

В современном мире художник использует самые разные материалы, чтобы удивить зрителя. Но только ли по этой причине на смену мрамору, дереву, темпере и чернилам в искусство приходит металл, стекло, газ и живые растения?


Традиция введения новых материалов в искусство начинается в эпоху барокко, когда появляется скульптура с реальными волосами и зубами и капеллы из костей. Позже традиция основательно закрепляется в коллажах Пикассо и реди-мейдах Дюшана. Огромное количество материалов, подаренных XX веком, активно используется в угоду фантазии художников, и в этот исторический период приводит к появлению еще более новых удивительных форм искусства.

Прежде всего следует разобраться, почему появляется необходимость в поиске новых средств воплощения задуманного. Ответ состоит в том, что начиная с XX века искусство берет за основу концепт, который приводит к ослаблению эстетического чувства и выводит идею на первый план. Искусство, которое просто копирует реальность, ослабляет свое влияние на наше сознание и на смену ему приходит искусство концептуальное, то есть устанавливающее превосходство содержания над формой. Актуальное искусство разговаривает с нами: доказывает, спорит, просвещает. Если в период академизма исторический жанр, пейзаж и портрет формировали художественное восприятия мира, то на смену им XX век породил перформанс, лэнд-арт, видео-арт и множество других жанров и форм, соответствующих уже новому культурному пространству.

Стоит вспомнить слова Оскара Уайлда о том, что «искусство — это зеркало, но отражает оно не жизнь, а зрителя». Чем многогранней зеркало, тем больше достоинств и недостатков оно отразит, а значит, тем эффективней произойдет наше самоузнавание. И тут на помощь приходят новые материалы. Например, шотландский художник Роб Малхолланд создает особого рода инсталляцию, разговаривая со зрителем с помощью почти невидимых на фоне зеленого леса скульптур из полупрозрачного акрилового стекла, представляющих собой человеческие фигуры в натуральную величину. Стекло создает эффект призраков, то появляющихся, то исчезающих из нашего поля зрения, но при этом непосредственно присутствующих рядом. Именно материал в этом случае помог художнику рассказать историю о шотландских фермерах, населявших эти земли еще до Первой мировой войны. Они были переселены правительством из других районов Великобритании с целью превращения некогда голых земель в прекрасный густой лес. Малхолланд предлагает нам задуматься о влиянии человека на ландшафт и на природу в целом. Смогла бы классическая мраморная скульптура передать идею мастера во всей ее полноте?

 

В таком жанре, как перформанс, где действие играет особенно важную роль, материалы тем не менее тоже создают особый антураж. Так китайский провокационный художник Чжан Хуань создал костюм из настоящего мяса и разгуливал в нем по улицам Нью-Йорка, призывая к установлению примата духовного над телесным. Многие согласятся, что проблема, поднимаемая художником, особенно актуальна для поколения, охотящегося за вещественными ценностями. Именно материал в этом случае пробуждал интерес в зрителе, вызывал эмоции и доносил идею автора. И, кстати, было это задолго до Леди Гаги!

Но почему человечество пришло к такому искусству? Почему классической живописи и скульптуры нам стало мало? Французский писатель, философ и режиссер Ги Дебор в своей работе «Общество спектакля» подчеркивает особую потребность современного общества в зрелищности. Из этого мы можем сделать вывод, что новые материалы, которые удивляют и заинтересовывают зрителя, особенно востребованы сегодня. По словам Виктора Мизиано, российского куратора и журналиста, «автор понимает, что на его произведение зритель отведет не больше 20 секунд. Соответственно, оно должно выстрелить, увлечь, запомниться». Так искусство начало шокировать, используя всё, начиная с хрупких крыльев бабочек и заканчивая бычьей кровью, именно потому, что на произведения искусства из подобных материалов появился спрос. А спрос, как известно, рождает предложение.

Необходимость показать непостоянство человеческой жизни вдохновила французскую художницу Мари-Люс Надаль на проекты, посвященные облакам. Облака в ее понимании — то самое непостоянное, что можно сравнить с быстроизменяющейся жизнью каждого из нас. Воссоздавая облака в своей лаборатории, посредством экспериментов с газообразными и жидкими веществами, Мари-Люс Надаль осуществляет человеческую мечту — поймать неуловимое.

 

А Энди Голдзуорти, например, использует, наверное, самые легкодоступные материалы — природные. Его холсты — это зеленые луга, безлюдные пляжи и скалистые холмы, а краски — листья, камни, ветви деревьев и разные состояния воды. Работы Голдзуорти, выполненные в стиле лэнд-арта и обычно не имеющие названия, поражают неимоверной красотой и гармонией и, наверняка, придутся по вкусу любому ценителю классического искусства. Чем не замена успокаивающим пейзажам и натюрмортам?

Фрида Кало говорила, что «искусство — это аналог крови в социальном организме человечества». С течением времени человек меняется, а значит и искусство ищет новые способы отражения этих изменений, сохраняя при этом культуру прошлого. Художники используют новые, близкие современному поколению материалы, чтобы язык искусства был понятен его современникам и наиболее полно отражал смыслы и понятия, характерные тому или иному поколению. Меняется мир, меняется и искусство.


Журнал «МОСТ»
Автор: Алиса Николаева

Наверх