Чем прекрасен современный кинематограф?

Из всех видов современного искусства наименее подвержен общественной критике именно современный кинематограф. Почему же кино оказалось самой устойчивой арт-платформой, не только удержавшей, но и увеличившей своё влияние и популярность за последнее столетие? Возможно, основная причина стабильности кинематографа в том, что создатели кино как старательно сохраняют лучшие традиции кино прошлого века, так и ищут новые, оригинальные формы.


Кино смотрят все!

Кино смотрят все — и любители масскульта, и поклонники элитарного искусства. Современный кинематограф предлагает огромное количество разнообразной продукции для любой целевой аудитории, причём даже массовые киноработы отличаются высоким качеством и глубиной содержания. Говоря о титанах мирового современного кинематографа, не стоит забывать об американских режиссёрах, всегда угадывающих запросы потребителя. Элитарная культура в лице современного кинематографа также успешно существует; подобные фильмы представлены, прежде всего, на Каннском, Венецианском, Берлинском кинофестивалях.

Универсальное кино: Америка

Качественный массовый кинематограф представляет целая плеяда американских режиссёров, из года в год получающих номинации и победы на «Оскаре» – Кристофер Нолан, Дэвид Финчер, Том Хупер, Мартин Скорсезе, Стивен Спилберг, Джеймс Кэмерон, Квентин Тарантино и многие другие. Их фильмы всегда отличаются высокой технологичностью, профессионализмом и самобытностью, и такое кино подходит как для рядового зрителя, случайно оказавшегося в кинозале в поисках захватывающего сюжета и интересного времяпрепровождения, так и для вдумчивого любителя кино.

«Умный» современный кинематограф

Серьёзное кино, так сказать, «не для всех» также не вытеснено несколько «штампованными» голливудскими комедиями и довольно банальными мелодрамами. Психологически-глубокое, нестандартное арт-хаусное кино, развитое в прошлом столетии шведским режиссёром Ингмаром Бергманом, японским – Акиро Куросава, итальянскими кино-титанами Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Пьером Паоло Пазолини, Витторио де Сика, Лукино Висконти и другими. «Умный» современный кинематограф создают Паоло Соррентино, Педро Альмодовар, Вонг Кар Вай, Ларс фон Триер, «возрождением» бергмановского стиля активно занимается Вуди Аллен, и именно на творчество этих режиссеров всем противникам современного кино стоит обратить особое внимание.

Итальянские титаны

Итальянцы всегда были одними из самых «продвинутых» профессионалов в мире кино. Начиная с легендарных «Сладкой жизни» Феллини, «Похитителей велосипедов» де Сика, «Мамы Ромы» Висконти до покорившеих современное киносообщество работ Паоло Соррентино («Великая красота», «Молодость»). Этот режиссёр движется в кинематографе по «дороге» Феллини, ставя в своих работах серьёзные вопросы о пустоте высшего общества, поиске смысла жизни, старости и многие другие. Некоторые представители «старой школы» итальянского кино ещё с 20 века и по сей день творят и развивают итальянский кинематограф. Спорную, «наглую», откровенную работу под названием «Мечтатели» представил легендарный Бернардо Бертоллучи уже в этом столетии. Этот фильм представляет собой синтез традиционного итальянского и смелого современного кино, оторванного от всех возможных рамок и стереотипов.

Испанский эпатаж: Педро Альмодовар

По-испански колоритное и страстное, глубокое, эпатажное и совершенно не похожее ни на что другое кино создаёт испанский режиссёр Педро Альмодовар. Его работы проникнуты филигранным соединением трагического и фарсового начала, сочной цветовой гаммой, а также бушующей страстью между персонажами. Особенность творчества Альмодовара заключается и в созданном им чувственном «мире женщин», неразрывно связанным собственно с его киномиром. Этот режиссёр является не только национальным героем Испании, но и истинным «двигателем» постмодернизма, важнейшей фигурой в современном мировом кино, где Альмодовар является главным членом жюри на крупнейших кинофестивалях.

Ларс фон Триер

Догвилль

Безумное, вызывающее шок и огромное количество споров кино «творит» Ларс фон Триер. Начиная с трагического мюзикла «Танцующая в темноте», снятого в начале нашего столетия, начал свою дорогу в мире авторского кино один из самых неоднозначных современных режиссеров. По-настоящему «странная» «Меланхолия», вызывающая «Нимфоманка», обескураживающий «Антихрист», фильм-спектакль, замкнутый в одном маленьком пространстве «Догвилль» – всё это необъяснимое, шокирующее творчество фон Триера. Несмотря на противоречивость формы, работы этого режиссёра проникнуты глубочайшим смыслом; он «вытаскивает» наружу самые страшные человеческие пороки, по-новому открывает и объясняет людскую природу. Всё это может показаться зрителю не просто «странным», но и отвратительным, из-за чего многие не воспринимают искусство фон Триера за истинное искусство. Однако пустыми или банальными его работы точно не назовёшь, а интерес к их разгадкам с каждым годом растёт с большей силой.

Вонг Кар-Вай

Кар-Вая «Дикие дни»

«Сотканное» из намёков, полутонов, нежных оттенков тонкое, философское и неизбежно-драматичное кино китайского режиссера Вонга Кар-Вая – это также редкая жемчужина в море современного кинематографа. Венцом его творчества определённо можно назвать фильм «Любовное настроение», в котором режиссёр стремился показать не столько действия или даже внутренние переживания героев, сколько настроение, состояние любви – без поцелуев, объятий и каких-либо страстных проявлений, а лишь с помощью взглядов и полунамёков. Этот фильм принято объединять в трилогию с не менее интересными работами Кар-Вая «Дикие дни» и «2046». Интересным является и экспериментальный фильм режиссера, снятый с американскими актёрами – мелодрама с нежным названием «Мои черничные ночи».

Говорить о том, что в России совсем нет хороших режиссеров – неправильно

Вечное возвращение

Если мировой современный кинематограф не теряет, а только приобретает с каждым годом свою популярность, то российское кино «страдает» от бесконечных упрёков в силу якобы утраты его индивидуальности, авторского стиля и качества. Вероятно, не все эти упрёки беспочвенны. Однако говорить о том, что в России совсем нет хороших режиссеров – тоже неправильно. Выделяются в российском кинематографе наполненные искромётным юмором и глубокой психологией фильмы Киры Муратовой («Настройщик», «Вечное возвращение», «Два в одном» — при участии Ренаты Литвиновой), спокойные, неторопливые драмы Андрея Звягинцева, за которыми всегда скрывается серьёзный социальный подтекст («Возвращение», «Елена», «Левиафан», «Нелюбовь»), честные, искренние драмы Андрея Кончаловского («Дом дураков», «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», «Рай»). Также не стоит забывать о фильмах режиссера, которого уже, к сожалению, нет в живых, однако живо его творчество. Прославившийся легендарным фильмом 90-х «Брат», Алексей Балабанов и в 20-м столетии создавал атмосферные, психологически-сложные фильмы, такие, как «Мне не больно», «Морфий», «Я тоже хочу».

Главное – не бояться открывать что-то новое

Современное кино живёт, развивается, растёт и не стоит переживать из-за того, что уходят в прошлое некоторые старые кино-формы. На место им приходят новые формы, новые интересные режиссёры, открывающие нам новые мысли, вырабатывающие свой неповторимый авторский стиль. Не стоит предвзято относиться к современному искусству, не попытавшись разобраться в нём. Возможно, фильмы современных режиссеров мира покажутся вам не менее интересными и глубокими, чем любимое всеми старое кино. Главное – не бояться открывать что-то новое, не жить стереотипами об упадке современного искусства, а постараться если не полюбить, то хотя бы понять его.


Автор: Екатерина Рубайко
Журнал Мост

Наверх