ОБЛЕПИХОВОЕ ЛЕТО: ПРЕДПОКАЗ НОВОГО ФИЛЬМА ВИКТОРА АЛФЕРОВА В КИНОСТУДИИ “ЛЕНДОК”

В жизни всего два пути. Один против течения, другой против совести.

 

6 ноября в открытой киностудии “Лендок” состоялся предпоказ фильма российского режиссера Виктора Алферова. Журнал “Мост” присутствовал на первом показе киноленты “Облепиховое лето”, где вместе с другими зрителями смог исследовать творческий путь советского драматурга Александра Вампилова.

«Облепиховое лето» – первый художественный фильм о судьбе выдающегося советского драматурга Александра Вампилова. Человека, в творчестве которого, как в зеркале, отразилась целая эпоха.

Жизнь его сильно похожа на собственные пьесы — такая же необычная и яркая. Он был истинным художником с непростой судьбой. Вампилов жил с надрывом, в вечном конфликте со всем миром. Не оцененный при жизни, своими работами он сумел докопаться до самой сути человеческой души и занять важное место в сердцах уже нескольких поколений зрителей.

Фильм о Вампилове ждали все поклонники его творчества. Тем не менее, ожидания эти не были лишены сомнений. Поскольку творческая планка известного драматурга крайне высока, до последнего стоял вопрос о том, смогут ли создатели фильма сами соответствовать масштабу той личности, которую они выбрали. Так что режиссер Виктор Алферов возложил на свои плечи большую ответственность. Да и актеру (Вампилова в фильме сыграл Андрей Мерзликин) досталась непростая задача — раскрыть сущность гения со всеми его человеческими проявлениями, убедительно показать борьбу человека против советской цензуры, борьбу за отстаивание собственного видения и личной позиции.

«Облепиховое лето» — не документальный фильм, но художественная интерпретация произошедших событий. Несмотря на это, разворачивающаяся на экране история увлекательна и правдива. Особое внимание в фильме уделено жизненному укладу советской провинции и столичной богемы в деталях: от старых обоев на стенах до костюмов прошедших десятилетий. Невероятные красоты и величие Байкала также поражают воображение и, несомненно, воспринимаются зрителем как метафора личности главного героя.

 

И все же не стоит скрывать — хотелось увидеть что-то большее. В исполнении Андрея Мерзликина Вампилов, увы, кажется несколько утрированным. Ужимки, речь, образ мысли никак не дают достоверного сходства. Но в то же время стоит отдать должное — Мерзликину удалось «вжиться в роль» и показать, прежде всего, самого героя, а не актера ВГИКа в образе.

 

Сюжетные линии продуманы хорошо. Роль репрессированного и расстрелянного отца в жизни Вампилова, без сомнения, крайне велика, как велико и влияние на его творчество столичной богемы. Раскрыть это в фильме, увы, не получилось даже наполовину. Зато отлично удалось показать переведенного из Иркутска в Москву чиновника, который по-настоящему проникся творчеством героя и так стал редким лучиком надежды в непробиваемой стене советской цензуры. А его захватывающий монолог из «Утиной охоты» позволяет зрителю еще раз осознать всю масштабность фигуры автора.

 

Идея снять фильм о такой выдающейся личности, как Александр Вампилов, заслуживает, как минимум, восхищения. Талант Вампилова во многом опередил свое время, но теперь очень важно и то, чтобы не дать этому имени кануть в лету. Если оценивать «Облепиховое лето» по десятибалльной шкале, то до высшей оценки эта кинокартина все же не дотягивает, вероятно, в силу молодости самого режиссера, а может, и вовсе по другим причинам. Тем не менее, Виктор Алфеев смог сделать сильную и смелую киноработу. Российское кино сегодня как никогда нуждается в таких историях и в таких героях, как Александр Вампилов.

 

С 15 ноября показ фильма “Облепиховое лето” начинается в кинотеатрах Петербурга.

 

_________________________________________________________________________________________________

Наверх