Обзор спектакля «Прошлым летом в Чулимске»

В Молодежном театре на Фонтанке к юбилею драматурга состоялась премьера спектакля «Прошлым летом в Чулимске» в постановке уже Ларисы Шуриновой и Семена Спивака – мастера драмы, не обошедшего и комедийную составляющую пьесы. Мы посмотрели спектакль и представляем наш обзор.


«Разве я жил здесь, разве можно назвать этот жизнью?»
Александр Вампилов.

Один день из жизни героев пролетает незаметно для зрителя, благодаря прекрасной игре актеров, великолепным задумкам режиссеров – постановщиков. От происходящего на сцене не оторваться и точно в нем невозможно разглядеть скуку. Будь то сцены с точно сыгранным юмором или появление героини в развязке – здесь жанр естественно и понятно перетекает от казалось комедии в ужас. Конечно, происходит это не резко, зрителя готовят. Современная постановка, здесь и современная игра, и какая! Это не просто театр, а действительно и реально, жизнь на сцене. Переживать, присматриваться, выискивать, цепляться, нет надобности, ты и так находишься там, внутри действия. Непринужденно и естественно, живут герои, а зритель затаив дыхание, наблюдает за разворачивающейся драмой в жизни главной героини – кроткой и милой Валентины, которую безупречно сыграла студентка мастерской Семена Спивака Дарья Вершининаа. Но, давайте, по порядку.

Многим известно, что постановка по пьесе Александра Вампилова «Прошлым летом в Чулимске» популярна у режиссеров многих театров. В 2014 году был снят телевизионный фильм, а Петербургский драматический театр им. Комиссаржевской уже не первый год показывает спектакль. Но нигде, ни в одном из этих вариантов пьесы нет того юмора, на контрасте с которым так явно и так больно видна драма в исполнении актеров Молодежного театра.

Действие спектакля разворачивается в таежном центре Чулимске, где жизнь плавно и равномерно перебирается от одного дня к такому же другому. Вот, Валя открывает Чайную. На сцене выстроена деревянная декорация – практический целый дом, в верхней части которого балкон при квартире Кашкиной. Туда ведет лестница, прямо от столиков столовой – той самой Чайной, где трудится официанткой главная героиня постановки, восемнадцатилетняя Валентина. Она то рано утром и составляет табуреты, застилает столы скатертями, расставляет салфетки в стаканах, открывает дверь и окно, через которое гости будут делать заказы в этот солнечный день. Вот вновь опаздывает Анна (заслуженная артиста России Зоя Буряк), начальница Вали. Раздается телефонный звонок, Анна тянет трубку с проводом из Чайной, слышатся фразы, которые говорили вчера и скажут завтра. Слышится чириканье птиц, рев мотора мотоцикла, на котором приезжает отец девушки – чтобы дать ей задания по дому на день. Ровные дорожки ведут к входу в столовую, через калитку и мимо палисадника — он выглядит реально и уместно, как и все на сцене, небольшая засаженная цветами территория по обе стороны калитки, с низким заборчиком, который то и дело страдает от невнимательных посетителей, забывающих обойти по тропинке и ломающих его. Умело режиссерами – постановщиками создана аллегория с реечками палисадника, за которым ухаживает Валентина. Только ее волнует, будут ли они прибиты, и каждый раз, когда кто-то вновь сбивает одну или несколько, Валя берет в руки молоток и стучит им по гвоздям. С этого спектакль начинается, этим и заканчивается. Кажется, будто, жизнь начинается там, где ты можешь позволить себе поломать палисадник.

На сцене зритель видит простых и искренних людей, нелегкие времена, первую тайную любовь Вали к следователю Шаманову (Артур Литвинов), которая рано или поздно должна была

выбраться на волю словам признания. Казалось бы, именно это меняет обычное течение жизни. Но на самом деле, каждый из героев пьесы будто готовит события и подводит к этому признанию. Отец девушки готов выдать ее замуж здесь же, в Чулимске. Пассия Шаманова — госпожа Кашкина в блистательном исполнении Регины Щукиной, хочет обычной счастливой жизни, из-за чего пытается понять возлюбленного как можно глубже, тем самым направляя его размышления к любви настоящей и отчасти обращая внимание на влюбленную в него Валентину. Сын Анны Пашка – простой парень и хулиган, точно сыгранный Егором Кутенковым, вьется вокруг девушки, что и приводит к драме в жизни Валентины. Тогда она понимает, что, только отказавшись от всех, сможет и дальше вести привычную жизнь. Один случай одним летом, забудется, и вырастут новые цветы в палисаднике. День сменяется ночью, на сцене темнеет и в те моменты, когда герои окунаются в свои печальные эмоции или размышления. Все показано правдоподобно и даже слишком по сравнению с иными постановками. Например, если идет дождь, то он идет, реальный, настоящий, костюмы актеров мокнут, а на сцене появляются лужи. Выделены и переломные моменты. Страшный, когда Валентина возвращается со свидания с Пашкой, уже без чести, застывает под тусклым светом фонаря, опустив голову, промокшая до нитки, в грязном платье и одной туфле. Но она все равно будет ухаживать за своими цветами и прибивать реечки, теперь уже, какая разница, кем ее назовут: ребенком, занимающимся глупостями или взрослой и грустной девушкой, отчаянно пытающейся вернуться в беззаботность. Главное – чтобы реечки были прибиты. Эпизод забудется, как и не было, всего несколько часов он длился, и заживет Чулимск обычной жизнью, в которой лишь Валентина будет другой. Чуть грустнее и спокойней, и все же она будет на своем месте.

Все диалоги спектакля максимально приближены к тексту пьесы Вампилова. Тем ни менее, подача в исполнении труппы Молодежного театра становится особенной. Мастерски они отыгрывают знакомых многим персонажей, привнося свой вклад в образ каждого. Это не тянучая лента драмы, жанр которой и носит сама пьеса, лишь изредка вызывающая у зрителя легкие эмоции. Нет, это уже спокойная и довольно легкая поставка, с явным сопереживанием горю главной героине в кульминационной сцене. Исполнить роль так, чтобы было смешно и грустно одновременно – уникальная черта каждого из актерского состава. У Зои Буряк получилась настоящая Анна – женщина, живущая в тайге, умеющая командовать мужем и подчиненными, но не знающая, как справиться с собственным сыном. Старые друзья Еремеев и Дергачев (Константин Воробьев и Андрей Шимко) дополняют картину того времени, и атмосферу спектакля сплоченностью и, конечно же, желанием отпраздновать как встречу, так и все, что происходит вокруг. Серьезный и рассудительный Мечеткин (Денис Цыганков), который в результате, сватается к Валентине, получается самым смешным персонажем пьесы, чего только стоит его парик, который он носит в деловом портфеле, но если дело доходит до любви – надевает, будто так всегда и было. Смешно и натурально, до сигаретного дыма, доносящегося со сцены. Без намека на вычурность видится и яркая героиня Кашкина – безукоризненная, плавная, мудрая, женственная. Без улыбки постановку точно смотреть не придется, и нужно отдать должное создателям и актерам, так тщательно и так точно подобранным, благодаря которым, не отрываясь следишь за тем, что разворачивается на сцене. А там, на самом деле, печальные события.

Смотря этот спектакль, можно говорить о палисаднике и маленьком райцентре, рассматривать историю отношений Кашкиной и Шаманова, сочувствовать Валентине и сопереживать проблемам Анны, даже честно и открыто смеяться. От того, так ярко видно горе героини в финальных сценах. Разве не так должно быть? Ведь настоящая драма всегда врывается не заметно, на фоне обычной жизни, ей не важны обстоятельства и чувства, она появляется там, где люди могут смеяться. Как бы то ни было, спектакль в постановке Молодежного театра на Фонтанке дает ощущение легкости и надежды. Постановка по-настоящему интересна, даже если вы несколько раз смотрели пьесу в других исполнениях. Он учит тому, что жизнь циклична и многогранна. Сегодня смех. Завтра слезы. Значит, послезавтра будет снова смех. Может быть, именно эту мысль так контрастно и ярко выражает режиссер в спектакле «Прошлым летом в Чулимске»..

«Тишина. Валентина и Еремеев восстанавливают палисадник. Занавес»
Александр Вампилов


Автор — Анна Волхонская
Фото-материалы принадлежат Молодежному театру на Фонтанке
Журнал Мост

 

Наверх