“ОДИССЕЯ ПЕТРА”: ПРЕМЬЕРА ФИЛЬМА В КИНО&ТЕАТРЕ АНГЛЕТЕР

17 февраля в кинотеатре «Кино&Театр Англетер» режиссеры Алексей Кузмин-Тарасов и Анна Колчина представили свой дебютный фильм под названием «Одиссея Петра». Фильм имеет богатую фестивальную историю и немалое количество положительных зрительских отзывов. Картина будет показана ограниченным прокатом в нескольких городах России, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге.

 

Помните свой первый велосипед? Помните все, что вы с ним пережили: как рассекали на нем по дачным пыльным дорогам, падали в придорожные канавы, от кого-то удирали, кого-то догоняли? Трудно представить детство без этих воспоминаний. А отказаться от них и вовсе невозможно.


Камера пробирается через разноцветные листья деревьев. Скорость движения то увеличивается, то возвращается в обычное русло. Первая мысль: наверное, это вид из окна поезда —> но нет, слишком неравномерно —> возможно, из машины —> но тоже нет —> слишком медленно, быть может, кто-то бежит? —> и снова мимо.

 

 

Интрига держится недолго, листья заканчиваются, и в кадре появляется мальчик на велосипеде. Конечно! Разумеется, это велосипед, что же еще.

 

Мальчик Петр (Дмитрий Габриелян) катается на своем стареньком, но таком родном велосипеде по своей любимой даче, и, кажется, он абсолютно счастлив в этот момент. Этот же велосипед становится частью родительской уловки, подкупа: пытаясь хоть как-то помочь Петру перестать скучать по дому в далекой Германии, куда его увезли на постоянное место жительства против его воли, родители покупают ему железного друга. Правда,  этот велосипед подержанный – немаловажная деталь для понимания мироощущения главного героя. Велосипед – это здорово, и он, Петр, является полноправным хозяином этого велосипеда. Ему его подарили, но все-таки он чужой, не родной. Он был чьим-то еще, а теперь стал его. Или не стал? Также и состояние мальчика в новой стране можно передать с помощью этой велосипедной метафоры: и страна-то вроде неплохая,  и родители рады, и, казалось бы, все могло бы быть и хорошо. Но не его. Просто не его.

 

Во снах Петр катается на своем старом велосипеде, полностью отрицая свое настоящее. И, когда в реальном мире только что подаренный велосипед угоняют, это становится той точкой невозврата, с которой и начинается его одиссея. Он больше не мечтает о возвращении домой в своих снах. Он собирает вещи, берет велосипед своего отца (очень похожий на тот его велосипед), и этот железный конь послушно везет мальчика в сторону дома, обратно на дачу к бабушке, где неизменно ждут друзья, природа, любимая девушка и большое количество приключений.

 

Многие задачи решаются в картине благодаря монтажу. С его помощью авторам удается передать состояние главного героя на уровне ощущений. Первая сцена, в которой Петр, по всей видимости, только приехал в Германию и гуляет по улице, пытаясь найти себе какое-то занятие,  передает ощущение головокружения. От построенного на крупных планах с резким переходом на общий и последующим возвратом на крупные монтажа действительно несколько укачивает, а разрозненные по длине кадра планы только усиливают этот эффект. Однако, когда речь заходит о родной даче, вся эта дискомфортная суета уходит и зритель может наслаждаться исключительно приятными для глаза длинными планами с плавными монтажными переходами. Впрочем, в дальнейшем и Германия уже не представлена в столь неуютном виде.

 

Что касается сверхзадачи фильма, его конфликта – то тут, безусловно, поднимается вопрос о том, насколько правы родители, когда в погоне за лучшей жизнью они совершенно забывают об интересах пускай маленького, но человека, с полным набором своих желаний, планов, фантазий. И эта проблематика отражена в линии не только главного героя, но и школьного знакомого Петра, и даже в линии бабушки (Светлана Немоляева), которую никуда не увозят, но точно так же ставят перед фактом, лишая всякого выбора и права голоса.

 

Интересно, что после просмотра фильма, на обсуждении очень многие зрители отметили, что это история про них, что их также когда-то в детстве поставили перед фактом и увезли в другую страну. Для кого-то этот опыт был более удачным, для кого-то менее, но так или иначе, все они сидели здесь, в русском кинотеатре. Эта история оказалась близкой и для самого режиссера Алексея Кузмина-Тарасова: как он сам признался, его увезли в свое время в Германию. Однако он вернулся обратно и стал заниматься  своим делом на родине и ни о чем не жалеет. Но собственно сюжет фильма был основан на реальном случае из жизни одного из таких тоскующих по родине мальчика.

 

Мальчику, кстати, в отличие от главного героя фильма,  так и не удалось выехать за пределы Германии, и ему пришлось дождаться совершеннолетия для того, чтобы вернуться на свою родину.

 

Безусловно, этот фильм не только про детское нежелание что-то менять. В первую очередь, этот фильм про взросление, про идентификацию личности в мире, в обществе. Про наши самые теплые, но такие далекие детские воспоминания, в которые порой так хочется окунуться с головой и оставить все так, как было там, тогда.

 

К сожалению, никому это не удается, но ведь здорово, когда в твоем детстве был велосипед.


Наверх