[Рецензия] По следам БТК-ФЕСТ: Феллини в чемодане

На «БТК-фест» в театре «Karlsson haus» показали эстонский моноспектакль «Цирк Джельсомины» о девочке, путешествующей с бродячим цирком и мечтающей обрести свободу. «Мост» продолжает вспоминать ноябрь и в который раз пытается осмыслить, каково это: делать спектакль из всего, что попадается под руку.

______________________________________________________________________________________________

Раз, два, три – Джельсомина просыпается. Потягивается и осматривается. Видит зрителей – маленьких и побольше. Удивляется. Прячется. Зовет Дзампано. Он не откликается. Тогда Джельсомина достает ключик и отстегивает цепь, которой она прикована к цирковому помосту. Пока сурового директора нет, девчонка открывает волшебный чемодан, и сама начинает представление…В Джельсомине (Сандра Ланге) дети видят доброго мима, а родители наверняка вспомнят о фильме Федерико Феллини «Дорога» с его женой и музой Джульеттой Мазиной. Сами авторы – Сандра Ланге и эстонский театр NUKU — говорят, что вдохновлялись фильмом, так что параллели тут не случайны.

Хрясь, стук, щелк – и мы знакомимся с самим Дзампано. Он собран из жестянок, давилки для чеснока и еще каких-то железяк. То ли Змей Горыныч, то ли Цербер, только голова у него одна. А вроде и человек. Он рычит и бормочет, переходит с эстонского на английский, а потом говорит вдруг по-русски. Он – Карабас-Барабас, который теперь оказывается в руках Джельсомины, его бывшей марионетки-помощницы. Но есть и вторая Джельсомина – из прошлого. Она маленькая, немножко нелепая, сделанная из какой-то другой кухонной утвари, к красным клоунским носом. Через нее и ведется повествование, рассказывается история освобождения.

У Дзампано несколько коронных номеров. Он самый сильный – разрывает цепь и, заметив, что помощница на свободе, приковывает ее. Он большой и страшный для Джельсомины-куклы, которая ничего не может поделать. А вот свободная Джельсомина покажет зрителям, что Дзампано бывает смешон. Для следующего номера ему понадобится плащ – и она даст ему грязную тряпку. Дзыньк, дзыньк, дзыньк – звенят маленькие музыкальные тарелки. Маленькие ножички и вилки вонзаются в стену около головы ассистентки. Дзампано показывает свой новый номер и удаляется за бархатный занавес в компании прекрасной танцовщицы. Горячая и острая – даром, что штопор, — танцовщица производит впечатление на жестокого директора, и Джельсомина предлагает зрителям не заглядывать за занавес.

Пока директора нет, можно помечтать – и вдруг появится самый талантливый гимнаст, внимание которого порвет цепь и поднимет над цирком и миром. Но новая сказка не успеет начаться — вдруг снова появится Дзампано, чтобы выполнить свой главный трюк – «Волшебную коробку». Он перережет гимнасту страховку – а, вместе с ней, и надежду на любовь и свободу. Джельсомине придется залезть в блестящий ящик, чтобы на глазах у всех быть распиленной пополам. Вжик, вжик, вжик – лучший фокус удался, только никто почему-то не смеется. Джельсомина поломана. Ее чувства убиты, тело рассечено. Дзампано обретает зловещую форму, превращаясь из маленькой железяки в большого получеловека-полуптицу в черном плаще. Образ похож на чумного врача, как его изображают в Венеции. Этот черный ворон борется с Джельсоминой, и неясно, кто выиграл бой. Кажется, хэппиэнда не будет. Но вот с неба падает белое перышко – то самое, которое появилось вместе с Гимнастом. И маленькая Джельсомина вдруг понимает, что битву выиграла она. Актриса избавилась от своей металлическое коробочки, ее ноги свободны, как и она сама. И сама «большая» Джельсомина, махая зрителям, убегает из зала.

«Цирк Джельсомины» — моноспектакль, и нужно отметить не только замечательную игру Сандры Ланге, но и техническое мастерство актера-кукольника. Ей постоянно приходится взаимодействовать с реквизитом, выполняя очень мелкую работу – что-то прикручивать, зажимать, прикреплять. Режиссер Лаура Халлантие, являющийся одновременно художником спектакля, сделала чемодан настоящим ящиком фокусника – дернешь за ниточку и начнется магия. Там, помимо основных героев, нашлось место старой трубе, которой можно оглашать начало представления, музыкальной шкатулке, цирковым декорациям.

На мой взгляд, единственный недостаток спектакля – слишком внезапный финал. Ты только распробуешь все разноцветные номера, как вдруг раз – и все заканчивается. Резкий переход от кукольных образов к драматической «битве» Джельсомины с «ожившим» Дзампано сбивает с толку. С другой стороны, возможно именно так и должен заканчиваться спектакль, созданный в чемодане. Его встряхнули – и все перемешалось, что-то выпало, что-то сломалось, а что-то скрепилось в новый элемент.

______________________________________________________________________________________________

Журнал «МОСТ»
Автор: Анна Разумова
Фото: Александр Иванов

Наверх