ПОЗНАНИЕ ФОРМЫ И ВАЯНИЕ МЫСЛИ. ЧЕМ ЖИВУТ СОВРЕМЕННЫЕ СКУЛЬПТОРЫ?

Сколько не вглядывайся в зеркало реальности – оно отразит только смотрящего. Что-то должно быть глубже, чем наша бесконечная рефлексия. В ритме взаимодействия объема и пространства что-то угадывается, формируется в массы, знаки чистой формы – “опознанные объекты” скульптуры.

Сергей Борисов


Тонкие линии и шелковая текстура, нежные черты лица и гармоничные образы. Микеланджело создал шедевры, повторить которые не удалось никому, как и узнать, в чем секрет его камня. К сожалению, мы никогда не узнаем у него лично, в чем кроется разгадка изящества и красоты каменных изваяний. Но мы попытались сами найти ответы на эти вопросы у современных скульпторов. Как появляются задумки у мастера? Что возникает раньше — абстракция или идея? С какими материалами лучше работать новичку? Обо всем этом нам рассказал петербургский скульптор Сергей Борисов.


Портрет скульптора

Живопись и архитектура весьма самостоятельные и популярные виды искусства. Почему Вы решили стать именно скульптором?

— Мне кажется, это желание разобраться. Я начал учиться в художественной школе, где рисунок был моей повседневностью. Сначала все получалось, потом стало сложнее, и уже не получалось ничего. Для того, чтобы разобраться в форме, я начал лепить и про живопись забыл. Я хотел разобраться в живописи посредством скульптуры, но в итоге ушел в скульптуру от начала и навсегда.

Каждый творец должен черпать где-то вдохновение. Есть ли такие скульпторы, которым хочется подражать
или сделать что-то похожее?

— Мне вся скульптура нравится от начала до конца. Я же стараюсь искать новое. Подражание в скульптуре приемлемо только в учебных целях. Я уже отучился, поэтому сейчас считаю себя новатором.

Не секрет, что ваяние
дело трудоемкое и непредсказуемое. Сколько примерно времени у Вас уходит на
одну скульптуру?

— Как всегда, от рассвета до заката. Если говорить о том, что происходит в голове, то это работа постоянная. А так, все зависит от материала. Это перманентный процесс: одну скульптуру начал, вторую нужно продолжить, третью закончить, четвертую покрасить. Систематизировать такой процесс в принципе невозможно.

Сергей, Вы приехали поступать в Ленинград в «Муху» из Москвы. Почему сюда, ведь Москва — город огромных возможностей, с большим наследием в сфере изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна?

— Жить в Петербурге, считай, что жить в музее. И это большой толчок к росту.

Для Вас, как для
скульптора, есть любимые места в Санкт-Петербурге?

— Каждая улица, каждый поворот в Петербурге — это произведение искусства.

Материал

Cегодня в скульптуре активно используется большое количество
материалов. Как вы пришли к скульптуре из камня?

— Все просто. Берешь камень и убираешь лишнее. Здесь не нужно куда-то идти. Просто берешь и пробуешь. Для меня камень — это самый приятный материал, хотя я работал с большим количеством материалов разной плотности. Например, сегодня мы познакомимся с заливкой алюминиевой формы.

То есть это не предполагает навыков работы с к какими-то более мягкими материалами?

— В первую очередь нужно научиться лепить форму, почувствовать ее.  А в этом уже поможет обучение в «Мухе» (Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица – прим. ред.), лет так 10… [улыбается]

С каким материалом Вы
бы посоветовали познакомиться начинающему скульптору?

— Начинать нужно с глины, гипса. Взяв камень, ты не имеешь право на ошибку. В случае неловкого движения, работа превратится в потраченное время. В первое время скульптор стоит перед одной задачей – поиском формы. Материал меняется, появляется понимание «скульптурной анатомии», разнообразие.

Творчество

В основе ваших абстрактных
скульптур лежат ассоциации с чем-то реальным или это сплошная абстракция?

— Полная абстракция. То, что возникают какие-то ощущения и ассоциации — это неизбежно. Но для меня они возникают не в начале, а в конце, по завершению работы. То есть я работаю с формой, которая вызывает впоследствии ассоциации.

Для творца очень
важен импульс к работе с формой. В какой момент приходит понимание нужной
формы?

— Это исследовательский порыв в процессе, идея структурного развития закономерностей. Выстраиваются различные серии, формы, объединенные одной темой. И, конечно, это взаимодействие объема, плоскости, пространства и вытекающие из этого вариации.

Каждый скульптор,
закончив работу, вздыхает с облегчением. Когда приходит понимание того, что
скульптура готова?

— Здесь важны такие закономерности, как знаковое (символическое) восприятие, ритмическое восприятие, силуэт, цвет и равновесие всех этих понятий. Затем приходят названия, которые рождаются в процессе познания формы.


Фотограф, интервьюер: Александр Иванов

Редактировала: Анастасия Иваненкова

Иллюстрация: Eva Tatcheva

Наверх