Театрал VS Театровед

Театрал и театровед. Казалось бы, на первый взгляд два похожих определения, но имеющие абсолютно разное значение, хоть и схожее. Так в чем же отличие между театралом и театроведом? И будет ли театровед обижаться, если его назовут театралом и, наоборот, возгордится ли театрал, если его назовут однажды театроведом?


Образование

Начать искать отличия между двумя близкими по значению определениями стоит с самого простого: с образования. У театроведа есть специальное высшее образование и огромный багаж знаний не только о театре, но и истории, литературе и искусстве в целом.

Счастливый театровед на протяжении всего своего обучения, а это не менее пяти лет, изучает такие предметы, как история русского и зарубежного театра, анализ драмы, проблемы современной театральной критики и многие другие дисциплины. Пишет далеко не одну работу на все эти темы и прочитывает в год около трехсот-пятисот книг.

Театр = работа

Театровед посещает театр не с праздной целью – отдохнуть и расслабиться, а прежде всего, с профессиональной. Для него театр – это работа. Театровед не смотрит спектакль поверхностно, и не имеет право в силу своей профессии, отозваться о постановке, как «хорошо» или «плохо», «мне понравилось» или «мне не понравилось». Для хорошего театроведа это моветон. Театровед зрит в корень спектакля и часто слышимое от зрителей: «хороший или плохой спектакль» не подойдет для того, чтобы отразить свои мысли о просмотренной картине.

Театрал же с легкостью может жонглировать в своей речи и отзывах привычными «хорошо» и «плохо», так как к нему нет такого жесткого требования – умения зрить в корень спектакля и красиво излагать свои мысли, хотя к этому всем надо стремиться.

Театрал пишет отзывы на спектакли, а театровед – рецензии. Отзыв может быть написан простым языком, даже разговорным, с отсутствием всех художественных приемов, тогда как рецензия должна быть прежде всего именно художественным произведением. В ней автор – критик, театровед, раскрывает суть спектакля, подробно описывает актерскую игру, сценографию, костюмы и особенности режиссуры спектакля, ищет скрытый смысл, пытается увидеть взгляд режиссера, понять, какой конфликт он затронул и какой лейтмотив звучит именно в этом спектакле. Ведь может быть пять совершенно разных спектаклей по пьесе А.П. Чехова «Три сестры», и в каждом своя особенная история, интонация, повествование и проблема. Режиссер может просто пересказать на сцене историю чеховской драмы (что сейчас, к сожалению, случается крайне редко) или же оставить от пьесы Чехова лишь одно название, полностью переписав текст. Все это нужно увидеть театроведу и сформулировать свое объективное мнение о картине.

А что пишет большинство зрителей не театроведов?

Мало кто старается быть объективным в своих высказываниях и отзывах. К сожалению, многие полагаются лишь на свои эмоции для описания спектакля. Театрал чаще всего выражает лишь свои ощущения от просмотренного, не касаясь ни сценографии, ни режиссерской работы, ни уж тем более глубинного анализа, соотношения спектакля с пьесой. Театровед же воздерживается от эмоциональной составляющей. Его эмоции проходят тонкой еле-еле заметной нитью через весь текст рецензии, формируя у читателя определенное отношение, создавая особенную ауру, тем самым беззвучно заявляя о своих чувствах.

Просматривая спектакль, театроведу важно увидеть приемы, которые использует режиссер, определить жанр спектакля, сделать записи в своем блокноте и произвести хорошую аналитическую работу прежде чем приступить к написанию рецензии. Конечно, для этого необходимо знать и пьесы, по которым ставятся спектакли, авторов и историю, отражающую время. Все это в совокупности дает ответ на вопрос: «Для чего этот спектакль сейчас на сцене?», «Чем он актуален?», «Почему режиссер его решил поставить именно сейчас и именно таким образом?», «Что он отражает?». И ответы на эти вопросы тоже важны для театроведа, как человека, занимающегося наукой о театре.

Задача театроведа – зреть в корень

Задача театроведа – зреть в корень, умение отличать искусство от подобия на искусство и находить ответы на огромное количество вопросов. Театровед – это некий сторож на вратах в святой мир искусства. Он хорошо знает театральное прошлое (старые спектакли, режиссеров, театральных критиков) и с осторожностью относится к тому, что происходит в настоящем, ведь далеко не каждый спектакль достоин называться искусством, и грамотный театровед это понимает. Не все требует глобального разбора, ведь порой просто нечего разбирать. Спектакль просмотрен, а после него – пустота…

Конечно, есть среди и театралов – заядлых любителей театра, люди разбирающиеся и знающие и историю, и литературу. Все относительно. Но в любом случае, даже несмотря на отличия, и театрал, и театровед имеют одну самую главную объединяющую особенность – это любовь к театру, и любовь к искусству, а это самое главное! Ведь пока люди стремятся к высокому и их интересом является театр, литература или живопись, то у нашего мира еще есть шанс на спасение, на образованное поколение, на духовность, воспитанность и глубину собственных мыслей, и театрал Вы или театровед уже не имеет особого смысла, так как главным становятся личные качества человека и его желание к познанию нового, к служению Искусству!


Журнал Мост

Автор — Irena Kristo

Наверх