Пять спектаклей театра «Сфера». Театральный обзор

В репертуаре театра на данный момент 28 спектаклей, большая часть которых отличается безусловной художественной ценностью. В этом обзоре обсудим пять из них (хотя и непросто в таких условиях делать выбор): «Кабала святош», «Гадюка», «Старший сын», «Ученик лицея» и «Обыкновенная история». Узнаем, чего можно ожидать от вечера в театре, отправляясь на одну из этих постановок.


КАБАЛА СВЯТОШ

37-ой театральный сезон Московского драматического театра «Сфера» открылся 9 сентября спектаклем «Кабала святош», премьера которого состоялась в декабре 2016 года. Пьесу Михаила Булгакова поставил главный режиссёр театра – народный артист России Александр Коршунов. Он же исполнитель роли Мольера.

«Кабала святош» — пьеса с трудной сценической судьбой, чем отличается и её герой – великий драматург, поэт, актёр Жан Батист Поклен, творивший под псевдонимом Мольер во Франции XVII века. Столкновение двух неравных сил – художника и власти – главная линия произведения. Острота темы и её непреходящая злободневность обеспечили пьесе и серьёзные препятствия, и славу.

В спектакле конфликт «гений – власть» смещён в плоскость «человек – человек». Внешняя борьба тех, кто живёт по сердцу и тех, кому сухое, безжалостное правило дороже чувства, дополнена борьбой скрытой – взаимным сопротивлением добра и зла внутри каждого героя. Причём, это сделано деликатно, ненавязчиво: зритель свободен в своих возможных выводах.

Романтическая драма «Кабала святош» выполнена, как и большинство спектаклей «Сферы», в традиции академического реализма, который предполагает соответствие исторической эпохе, внимательное отношение к литературному источнику, психологическую достоверность. Сценографию и костюмы сочинила Ольга Коршунова, художник-постановщик театра.

Спектакль искрится юмором, несмотря на трагичность происходящих событий, благодаря чему приобретает очаровательную лёгкость, воздушность и даже чистоту. Актёры играют страстно, живо и свободно, представляя своих героев неоднозначными и в то же время по-человечески очень понятными. Настолько, что в каждого героя можно чуточку влюбиться и каждого простить, увидев в нём самого себя.

ГАДЮКА

Спектакль стал первой и пока единственной драматической постановкой по одноименной повести Алексея Толстого, хотя написана она была ещё в 1928 году. История о девушке, на чью долю выпали страшные испытания, Гражданская война, трагическая любовь и утрата смысла жизни в послевоенное время, на самом деле рассказывает о том, как легко оклеветать человека, как это просто – ошибиться в своём представлении о другом, и каково это – когда ядовитым словом в человеке убивают человека. Спектакль поставила Виктория Печерникова, в главной роли – Нелли Шмелёва. Премьера состоялась 9 октября 2016 года.

Это жестокая история, но в спектакле не эксплуатируется трагическая интонация. В нём много нежности, юмора, любовного отношения к главной героине. Её наделяют женственностью и изяществом, которые не исчезают до самого конца. Как долго она решается на то, чтобы отрезать косу, как по-женски морщится от водки, по-детски потягивается и, отбросив серьёзную книгу, начинает вдруг беззаботно припевать; как она держит яблоко двумя руками и забавно стучит ножками в ожидании командира, которого полюбит; как нежно и настойчиво говорит ему: «Поцелуйте меня», как горячо и пылко его обнимает. И это очарование непосредственности, которое читается в деталях на протяжении всего спектакля, делает его живым сокровенным разговором о главном, о том, что важно и близко каждому человеку.

Спектакль «Гадюка» насыщен хореографией. Пластически здесь выражены и события, и чувства, и дух времени. Главная героиня Оля Зотова почти в каждом своём танце как бы изломана. Движения эстетически совершенны и художественно точны. Не через слова, а через эти «изломы» зритель узнаёт её душу, её настоящую природу, её любовь и боль. Хореографом постановки выступила Евгения Миляева.

Композиция спектакля закольцована, чего в повести нет, так что публика дважды сталкивается с одной и той же сценой, требующей вовлечения и ответа. События почти столетней давности, о которых идёт речь в постановке, вдруг становятся опасно и неуютно близки. Спектакль не просто рассказывает историю, он бросает вызов и провоцирует на откровенность с самим собой.

ОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Спектакль по одноименному роману Ивана Гончарова поставил Александр Коршунов. Премьера состоялась 24 декабря 2014 года. История и вправду обыкновенная: молодой человек, полный амбиций и надежд, отправляется в столицу. Он баловень судьбы, талантливый, добрый и самоуверенный. Жизнь обещает счастье, славу, любовь. Александр Адуев (роль исполняет Денис Береснев) останавливается в Петербурге у своего дяди, который остужает романтический пыл юноши своими прагматичными наставлениями.

Постепенно герой, дышащий мечтой, разочаровывается в жизни, столкнувшись с отрезвляющим несоответствием между своими ожиданиями и жестокой действительностью. Осталось ли в потоке насущных дел и практических целей место чувству, порыву, безоглядной искренности? Этот вопрос среди прочего исследуется в спектакле «Обыкновенная история».

Постановка оставляет впечатление, будто в ней много движения, страсти, эмоций. И хотя в спектакле действительно много темпераментных ярких героев, в большей степени этот эффект обеспечивает молодой Адуев. Он бурно переживает каждое чувство, отдаётся жизни, любви и горечи разочарования. Денис Береснев густо заполняет собой пространство. И даже в конце спектакля, когда зритель видит уже совсем другого человека, пережившего внутренний слом, он всё равно очевидно горяч в отличие от рассудительного дядюшки. С ним можно не согласиться, но не получится не сопереживать.

«Обыкновенная история» — спектакль об изначальной трогательности и чуткости души, о том, как эти её качества вымываются потоком беспощадной повседневности. Он напоминает: природа человека вовсе не в этом, а сердце всё равно помнит любовь, этим согрето, и этим спасено. История о том, что способность искренне и чисто чувствовать, а вовсе не практический успех делают человека человеком. Спектакль – ода непобедимой детскости души.

УЧЕНИК ЛИЦЕЯ

 

Драматическая поэма по пьесе Андрея Платонова в постановке Александра Коршунова идёт в «Сфере» с июня 2010 года. Это история о годах, проведённых Пушкиным в Царскосельском лицее. На глазах зрителя оживает безвозвратно ушедшее время, когда мир ещё не знал ни «Евгения Онегина», ни «Капитанскую дочку», когда восстание декабристов было далеко впереди, а те, чьи портреты теперь можно увидеть в литературных классах, были молоды, беспечны и веселы.

Безусловно, центральная фигура спектакля – Пушкин (Денис Береснев). Роль решена неожиданно: будущий поэт представлен здесь очевидно непохожим на остальных. Он ведёт себя иначе, чем другие. Нервный, чувствительный, тонкий и совсем не такой простой для того, чтобы быть любимым, но тем не менее обласканный вниманием. Необузданный, дикий, мечущийся человек. Нарочито подчёркивается разница между ним и любым другим героем пьесы. Наиболее близка ему в способе ощущать жизнь и чувствовать, как ни странно, чудаковатая крепостная Маша. Они оба удивлены красотой бытия, и невозможно предугадать их ответное чувство на то, что для других привычно и остаётся незаметным. «Огонь ведь добрый, он горит. Я его люблю!», — говорит Маша. И никто не может и не пытается её понять, кроме Пушкина, который, как и она, обычным человеком до конца быть понят не может.

Спектакль хорош не только тем, что знакомит зрителя в каком-то смысле с новым Пушкиным. В нём дышит та золотая эпоха! И главное достоинство постановки – актёрский ансамбль, который передаёт настроение молодости, озорства, дух лицейской дружбы, голос времени.  Весело, задорно и смело! На глазах оживают те, чей настоящий голос уже никто никогда не услышит. И возвращается к жизни то состояние, которое, как правило, человеку доступно только однажды: когда всё ещё впереди, всё может быть, и “души прекрасные порывы” — искренни и смелы.

СТАРШИЙ СЫН

Комедия по пьесе Александра Вампилова с неизменным успехом идёт в театре с декабря 2015 года. Режиссёром выступил Александр Коршунов. Невероятно смело – ставить «Старшего сына», когда уже есть выдающийся, если не сказать больше, фильм с Евгением Леоновым, Николаем Караченцовым и другими прекрасными артистами. Кажется, всё уже сказано в нём. Что же ещё? А между тем, получился один из самых любимых зрителями и критиками спектакль в нынешнем репертуаре театра.

Двое студентов, опоздав на последнюю электричку, решают найти ночлег. Случайно они попадают в семью Сарафановых, состоящей из отца, дочери и младшего сына. Чтобы остаться, они идут на обман: один из них представляется старшим сыном. Но то, что происходит дальше, необратимо переворачивает жизнь каждого участника событий.

«Старший сын» — спектакль о любви. В постановке, в отличие от фильма, нет ударения на старшем Сарафанове, и акценты распределены между ним (роль исполняют Александр Алексеев / Вадим Борисов), Бусыгиным (старший сын в исполнении Анатолия Смиранина) и Васенькой (младший сын в исполнении Дениса Береснева / Даниила Толстых).

Нет здесь и той блаженности Сарафанова, о которой упоминается в пьесе и которая активно выражена в фильме, нет юродства. Но есть любовь и трансформация героев под её влиянием. Наиболее сильный внутренний перелом происходит с Бусыгиным – он возвращается к себе и возрождается как личность благодаря тёплому, чистому, живому чувству, которое отогревает его и снаружи, и изнутри.

В спектакле показано естественное, незамысловатое течение жизни, которое приобретает значительность только тогда, когда её движение обусловлено любовью. Остроумно, трогательно и в нашей суетливой поверхностной повседневности – просто необходимо. Тёплый воздух чего-то очень-очень настоящего – это спектакль «Старший сын».


Автор: Ксения Стольная
Фото: с официального сайта театра «Сфера»
Журнал «Мост»

Наверх