В поисках утраченного смысла

Чтобы вспомнить настоящие и глубокие мультфильмы, журнал «Мост» составил топ – 7 картин, посмотреть которые будет полезно не только детям.


ПИНОККИО, 1940

Американская киноассоциация присудила этому мультфильму рейтинг G. Это означает отсутствие возрастных ограничений. В России «Пиноккио» также предназначен для любой зрительской аудитории (0+).

Сюжет известен всем с детства. Джеппетто создает деревянную куклу – марионетку, а Голубая Фея оживляет творение мастера, наделяя деревянную игрушку человеческими свойствами. В мультфильме, как и в книге раскрывается одна из философских и совсем не детских проблем – поиск свободы марионеткой, которой навязывают законы чужого мира.

Путь, по которому Пиноккио идет на протяжении всего мультфильма, – самая настоящая инициация. А встречающие его отрицательные персонажи – будь то Лиса, Кот или судья – Обезьяна – своеобразные проводники. Они, с о одной стороны, могут помочь герою стать человеком, а с другой — оставить его той же говорящей игрушкой, какой он и был изначально. Эти герои – своеобразные контролеры эволюции персонажа, не пройдя испытания которых Пиноккио возвращается в отправную точку. Поэтому путь обретения свободы лежит не только через попытки отвоевать свои желания у чужого мира, но и через инициацию, которою он может и не пройти.

СТАРАЯ ДАМА И ГОЛУБИ, 1996

Короткометражный мультипликационный фильм Сильвена Шоме повествует о бедном полицейском, которому не хватает денег даже на еду.  Желание хоть как-то прокормиться заставляет его сделать маску голубя и пойти к старой даме, каждый день угощающей птиц вкусными пирожными. Так продолжается несколько месяцев. Герой уже не влезает в свой старый костюм. Грань между желанием хоть как-то существовать и жаждой наживы стирается. И к сожалению, герой не сразу понимает, что его унизительная идея постепенно перерастает в настоящую кару. Ведь не зря говорят, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, а случайно надетая маска может остаться с тобой до конца жизни.

ГАДКИЙ УТЁНОК, 1956

 

Это один из известнейших советских мультфильмов, являющийся экранизацией сказки Ганса Христиана Андерсана. Он затрагивает сразу несколько важных проблем, с которыми люди встречаются на протяжении всей жизни независимо от возраста. Первая – это неприятие человека обществом. Пародией на общество выступает мир птиц — кур, гусей и уток, умеющих делать много шума из ничего. Они не принимают своего сородича только из-за того, что он не похож на них. Гадкий утенок терпит постоянные насмешки и угрозы. Вторая проблема – проблема ожидания. Когда кто-либо задавлен обществом, он не может существовать, не обращая на это внимания. Теряется вера в себя и надежда на какой-то выход из несправедливо сложившейся ситуации. Но зачастую все может решить время. Ведь иногда, действительно, необходимо переждать, чтобы, подобно герою мультфильма, превратиться в прекрасного лебедя.

ЁЖИК В ТУМАНЕ, 1975

Мультфильм Юрия Норштейна – это определенно один из самых странных и образных советских мультфильмов. Некоторые кадры мультфильма исследователи сравнивают с картинами Босха и Верещагина, а главного героя – Ёжика — кто-то именует Хаосом, руководствуясь странными иголками на его спине, а кто-то видит в нем символ перерождения. Так или иначе герой на протяжении всего своего пути идет к главной цели – смерти, но не физической, а духовной. Пути ее достижения сопоставимы с кругами ада Данте, где все обыденное меняет свою сущность: сова, как символ мудрости, представлена сумасшедшей и пугающей героя, а молчаливая рыба начинает говорить.

Однако главное, ради чего совершается это путешествие, — ради откровения, которое должен познать Ёжик. И таинственная лошадь в тумане и являет собой откровение. Это животное также символизирует смерть, мысль о которой четко прослеживается: «А если лошадь ляжет спать, она захлебнётся в тумане?».

Перерождение Ёжика происходит уже тогда, когда он встречает Медвежонка и считает вместе с ним звезды. А уже совсем другой вопрос героя о лошади: «Как она там, в тумане?» показывает частичное познание того, к чему он стремился.

Мультфильм «Ёжик в тумане» был признан лучшим мультфильмом всех времен и народов в 2003 году.

ЖИЛ-БЫЛ ПЕС, 1982

Еще один мультфильм, посвященный проблеме взаимоотношений. Несмотря на то, что Волк и Пёс похожи по своей природе, они не могут быть товарищами. Но тут подобное утверждение опровергается. Иногда бескорыстную помощь можно получить, откуда не ждешь.

Правда, если Волк стал Псу другом, то это вовсе не значит, что товарищем он станет кому-то еще. «Помирившийся» с хозяевами пес, как ни пытался, так и не смог сделать друга  своим для других. Потому что «чужак» , который не в силах преодолеть границу между собой и остальными, зачастую и остается чужим для всех окружающих.

Фраза «Щас спою!» стала крылатой. Сам мультфильм был переведен на шесть языков и удостоен двух наград МКФ и специального приза жюри во Франции.

УНЕСЕННЫЕ ПРИЗРАКАМИ, 2001

Мультфильмы  Хаяо Миядзаки, по задумке режиссера, предназначены для взрослой аудитории. Хотя их охотно смотрят и зрители до восемнадцати лет. «Унесенные призраками» – одна из самых известных работ Миядзаки, занимающая первое место в рейтинге лучших мультфильмов всех времен и народов.

В фильме рассказывается история о девочке, которая переезжает в другой дом и попадает в совсем иной мир. Ведьма Юбаба превращает ее родителей в свиней, и Тихоро пытается найти способ спасти свою семью и вернуться в реальность. На первый взгляд сюжет аниме достаточно прост и не несет особой смысловой нагрузки. Но исследователи сравнивают переход девочки Тихоро из одного мира в другой  с приключениями Алисы в стране чудес. В этом путешествии героиня переходит во взрослую жизнь, неожиданно для себя взрослея.

Чтобы вернуть родителей, Тихоро устраивается работать к Юбабе, которая пытается стереть ее память о прошлом. Ведь если у человека нет прошлого, значит, им легче управлять в будущем. Он становится своеобразным пластилином, податливым и готовым на самые беспощадные изменения. Но Тихоро помнит свою цель и старается не поддаваться миру Юбабы, проявляя совершенно недетские мужество и силу волу.

САД ИЗЯЩНЫХ СЛОВ, 2013

Эта романтическая драма еще одного японского режиссера Макото Синкай рассказывает о юноше и девушке, случайно встретившихся во время дождя. Он – еще ученик, мечтающий делать обувь и безумно любящий дождь. Она – опозоренная учительница, которая заедает свою печаль бесконечными плитками шоколада и пивом. Они встречаются в парке только в дождь. Для них он особенный, показывающий жизнь с другой стороны – более медленной, плавной, загадочной. Бесконечно шумный, душный мир не оставляет ни желания мечтать, ни возможности подумать о чем-то важном. Дождь  – как символ их разговора, целебного, душевного и очень личного. Он способен не только воодушевлять, но и объединять и влюблять.


Журнал «МОСТ»
Автор: Алина Зинина

Наверх