О совриске: интервью с куратором и художницей-абстракционистом Милой Северцевой

Можно по-разному расценивать заявление «я живой» — вызов, мольба, призыв. Но насчет одного нельзя ошибаться, произнося эту фразу, человек открывается перед нами. Всё что у него внутри: чувства, мысли, желания, намерения – человек полностью доверился нам, в надежде на отклик. В преддверии открытия выставки «Мы живые» нам удалось поговорить с её куратором и художницей-абстракционистом Милой Северцевой о современном искусстве, выставке «Мы живые» и её творчестве.


Давайте начнём с того, кто сегодня современный художник, есть конкретное определение?

В принципе, это любой человек, который занимается искусством, сейчас это доступно и открыто каждому. Правда в России из-за сильного влияния академической школы сложно получить признание и подтверждение, но в Европе, Америке и Азии площадки не так закрыты. Я думаю, что эту систему надо раскачивать, создавать альтернативные пространства, чтобы молодые художники могли себя реализовывать, пока у них есть запал и желание. Например, в Москве недавно проходила выставка русского искусства, прошлись по верхам, собрали самых известных художников и всё.

Что можно сказать о современном искусстве на данный момент, в частности о совриске (современное искусство) Петербурга, на каком этапе оно находится?

Оно сейчас больше развито в Москве, больше площадок и организаций, поддерживающих его, тот же самый «Гараж», «Марс», «Стрелка». Здесь такого нет, больше на собственной инициативе все держится. Там больше финансов и возможностей коммерциализации, больше людей, инициатив, новых тенденций.

Как будет развиваться совриск в будущем?

Думаю, что как только появляются технологические новшества, они сразу внедряются в искусство и мы получаем что-то новое. Вчера в научной сфере, сегодня в живописи, музыке и др. Происходит постоянное развитие, смешивается старое с новым, как жизненный круг: люди рождаются, пропускают через себя идеи, придумывает новое, умирают и снова рождаются.

Что насчет современных школ и можем ли мы использовать этот термин в данной ситуации?

Сейчас такой школы не может быть, в совриске много жанров и их симбиозов, и все они разные. Например, в той же абстрактной живописи много направлений, я выбрала одно, но есть ребята, которые выбрали другое. Так что понятия «рамки» как таковое отсутствует.

Говоря о выставке, почему именно книга «Мы живые» Айн Рэнд лежит в основе её концепции?

Для главной героини была очень важна идея, она жила ей и шла за неё до конца. Борьба, которую Кира (глав. героиня «Мы живые» Айн Рэнд) проводила, характеризовала её как живую, яркую и настойчивую личность. Точно также и мы, художники, мы живые, у нас есть идеи, чувства, желания. Наше творчество – наша жизнь, дыхание, воздух. В один момент идея захватывает тебя, ты идешь напролом, делаешь всё возможное, тратишь все средства и здоровье, полностью отдаешься ей, несмотря ни на что. Концепция выставки полностью это воплощает.

Как думаете, книга актуальна и по сей день?

Россию часто покидают талантливые люди, а кто остаётся — продолжает «бороться», так что да. Думаю, что именно из-за этого, школа современного художника медленнее развивается, многие уезжают из-за отсутствия поддержки, которая бы развивала и помогала молодым авторам заниматься искусством. Но, опять же, в следующем году или через пять лет всё может измениться. Главное, чтобы автора не ставили в рамки, чтобы он показывал своё виденье, чтобы деньги выделялись не только на государственные заказы.

Почему площадкой стал именно «Бертгольд Центр», а не «Этажи» или «Тайга»?

«Бертгольд Центр» достаточно открытая площадка для молодых художников, здесь нет рамок, идет информационная поддержка от ребят, поэтому я выбрала его. Будет здорово, если в Петербурге появится больше таких пространств, куда могут прийти художники, это поможет развитию и распространению искусства.

Какой главный посыл у выставки, что хотят сказать авторы?

Заявить о себе. Сказать, что мы здесь и мы — художники, но такие же люди, как и все. Нам важна отдача и социализация.

Какими тремя словами можно охарактеризовать выставку?

Российские молодые художники.

Обращаясь к вашему творчеству, уделяете внимание тому, как реагируют на работы аудитория?

Раньше очень переживала, что картина может не понравиться. Потом осознала, что то, что нравится мне, может не понравиться аудитории и наоборот, и это нормально. Если совсем стрёмное, я не показываю, а остальным делюсь. В этом нет ничего страшного, это как раз и характеризует нас как людей, с разным мнением и виденьем.

Можно ли причислить вас к представителям ташизма?

Сложно сказать. Иногда рисую размытые формы, но в основном у меня четкие фигуры и яркие цвета. Кстати, в России нечасто встречаются художники, использующие такую цветовую гамму, их можно больше встретить в Австралии, Португалии, Мексике, Латинской Америке.

Кто ваши персонажи?

В абстрактной живописи говорить о персонажах не приходиться, хотя многие картины вдохновлены девушками и музыкой. Думаю, что музыка и абстракция отлично дополняют друг друга, всегда слушаю музыку, когда рисую. Это прослеживается по работам, они ритмичны, как и музыка.

Кто из представителей совриска вам близок, за чьим творчеством следите?

Меня очень вдохновляет Фелипе Пантоне. Смотрю на его произведения и улетаю в космос, параллельное измерение. Они настолько техничны и невероятны. Он многогранный, интересный, красочный и яркий художник. Недавно нашла галерею в Гамбурге, Affenfaust, где на выставке ABSTRACTR̶E̶A̶L̶I̶S̶M собрали 15 художников, было очень интересно.

Что насчет ирреальности момента?

Я существую в параллельной реальности, если раньше ещё разграничения были, то сейчас – нет. Это фантастический мир, ты прислушиваешься к интуиции, глубоким идеям, голосу, пытаешься добраться до самого внутреннего и главного, снять всю чешую.

Есть ли какой-нибудь ритуал перед тем, как сесть за написание картин или это всегда происходит спонтанно?

Нет, я просыпаюсь утром и иду рисовать. Если не хочется – не рисую, хочется – рисую. У меня нет каких-то инструкций, нет магических слов или чего-то подобного. Я просто сажусь за полотно. Возможно, это связано с тем, что у меня бессюжетная живопись, но вот так.

И последний вопрос, ваши татуировки по цветовой гамме совпадают с работами, это как-то связано?

Это всё мои эскизы, правда, есть парочка чужих работ. Когда только начинала рисовать, был этап, когда не могла полностью выразить идеи на полотне, поэтому реализовывала их на себе. Но сейчас меньше появляется желания забить тело, поскольку довольно свободно воплощаю задуманное в творчестве.


We The Living


Журнал Мост
Автор: Ярослава Марченко

Наверх