Жил на свете человек

Представьте, что вы оказались в одной комнате с взбалмошной агрессивной блондинкой и канистрой бензина, слегка циничным молодым врачом, югославским коммунистом, поэтессой, предпочитающей девушек, глухонемым аутистом, восемнадцатилетним заводилой, парнем-гидрофобом и маленьким мальчиком. Всем вместе нужно решить проблему, от которой зависит дальнейшая жизнь каждого. Именно в такой ситуации находится главный герой спектакля «Билли Миллиган», поставленный «Таким театром» на площадке «Скороход». Хотя, один ли герой – тот еще вопрос. Мост попытался разобраться в том, что произошло на самом деле.


В основе спектакля – история легендарного американца Уильяма Стенли Миллигана, первого человека, оправданного в суде в связи с диагнозом «множественная личность». В конце 1970-х годов суд заменил его наказание за грабежи и изнасилования лечением, продлившимся десять лет, после чего Билли был выпущен на свободу. Психиатры выделили 24 личности, из которых десять были основными. Спектакль «Такого театра» — первая попытка показать эту историю на сцене.

КВАДРАТ

Действие начинается еще до того, как зрители заполнили зал. На сцене, в квадрате – босой человек в мешковатом костюме, световая линия контура движется, не давая переступить черту. Информация о начале спектакля и о том, что «прозвенел первый звонок», проецируется на стену. Проекция тут часто заменяет декорации, делая происходящее, с одной стороны, более сюрреалистичным, погружая зрителя куда-то в подсознание, с другой – техногенным, механическим. О сюрреалистичности говорит и титр «Сон №…», предшествующей каждой новой части спектакля. Временами действие превращается в своеобразный психоделический рейв. Босой человек – это сам Билли Миллиган, точнее, его основная личность (Дмитрий Белыш).

Все происходит в двух реальностях – земная жизнь – клиника, куда попадает Миллиган, дом, где он провел детство, места, где совершал преступления, — и подсознательная. На земле за действия героя отвечает Алан (Виталий Гудков) – дерзкий и находчивый восемнадцатилетний парень, явный лидер. На сеансе игровой терапии в клинике мы знакомимся с еще несколькими личностями, кажущимися вначале другими пациентами. Все – мужчины, в одинаковых голубых джинсах, желтых ботинках-тимбирлендх, белых футболках и черных шапках. Билли земной выглядит так же.

«ПРО И КОНТРО»

Первый очевидный конфликт спектакля – взаимоотношения Билли с персоналом клиники и независимым экспертом Дороти Гейдж (Светлана Савенкова), которая должна проверить, правда ли у пациента такое специфическое расстройство или это все симуляция. Дороти несет в себе комедийное начало спектакля. Образ испуганной блондинки, таскающей с собой медальон-усы для гипноза, бегающей на высоченных шпильках и врущей про свое образование никак не укладывается в представление об идеальном враче для столь сложного пациента, однако именно таким она, в итоге, и станет.

Персонал клиники — властная медсестра Ева Грюндиг (Мария Амеленкова), санитар Тони (Александр Худяков) и стеснительная младшая медсестра (Юлия Гришаева) – персонажи, жесткость которых соседствует с их нелепостью и комичностью. Сцены почти что клоунадного объяснения в любви санитара и медсестры и великолепная «кофейная дуэль» Дороти и мисс Грюндиг показывают слабости героев, делают их объемными, живыми.

Второй конфликт, более глубокий — у Билли с самим собой, а точнее, с оставшимися 23 личностями. Несмотря на внешнее лидерство Алана, настоящим лидером, «усыпившим» Билли, является молодой врач, Артур Вайс (Игорь Грабузов). Случайно или нет, именно он играет и отчима Билли, насиловавшего его в детстве. Таким образом появляется идея, что Артур – одна из возможных причин безумия и, одновременно, главный сдерживающий фактор. Он объясняет Алану, что оба они – как и все остальные личности – лишь фантом в голове реального Билли, который хочет убить себя, а, следовательно, и их. В какой-то момент Артур начинает чувствовать себя богом – «настоящий» Билли, выбирая наиболее комфортное для себя место, оказывается в саду, и, чтобы у зрителя уж точно не возникло других ассоциаций, Артур просит добавить в центр яблоко. Библейские мотивы присутствуют в спектакле с самого начала, когда основная личность встречается с иудейским священником, и вместе они вспоминают легенду о казненных с Христом разбойниках. Билли уже привязан к части креста, он пытается выбраться, избежать наказания, но двери закрыты. «Чтобы выйти отсюда, надо вначале зайти» — почти что кэролловская фраза, которую, как заклинание, повторяет Билли. Весь спектакль он будет пытаться выбраться – а вот зрители попробуют зайти в этот мир. После второго антракта попасть в зал можно будет только через эти ворота. Из истории о противостоянии множества личностей, скрывающихся в каждом из нас, «Билли Миллиган» превращается в спектакль о высшей справедливости и роке.

ЧЁРНОЕ И БЕЛОЕ

Режиссеры Варя Светлова и Игорь Сергеев не боятся рассуждать о проблеме виновник/жертва. Студентка медицинского колледжа, первая пострадавшая от рук Билли (точнее, Адаланы), говорит, что не знает, какого цвета будут щенки у белой и черной собаки. А санитар Тони потом прочтет целый монолог о несправедливости жизни в котором будет и о цвете таких щенков – первое поколение всегда будет черным. Мне кажется, этот монолог – своеобразный манифест спектакля. Никто не виноват, что люди рождаются разными, с этим не всегда можно что-то сделать. Преступник трансформируется в жертву и трагедией для зрителя становится, например, смерть Шона (Леон Словицкий), глухонемого парня, аутиста и шахматного гения. На мой взгляд, это одна из лучших актерских работ в спектакле, сложная, в том числе, и по технике. Вся роль строится на языке жестов, мимике и пластике, образ оказывается, наверное, самым трогательным. Развязный Алан заботится о хрупком Шоне, как о младшем брате.

Именно благодаря поискам пропавшего из больницы Шона, Билли земной осознает множественность своих личностей. Все это время он был на отделении один, и все голоса, на диктофонной записи принадлежат ему.

«Билли Миллиган» — спектакль, полный отсылок и образов. Трагикомедия с действительно хорошим юмором и действительно жестокими сценами. Некоторые из них, например, издевательство санитара Тони над парнем, боящимся воды, почти физически заставляя почувствовать унижение. Не думаю, что спектакль понравится широкому зрителю и каждый сможет его выдержать. Но попробовать, безусловно, стоит.


Журнал «МОСТ»
Автор:Анна Разумова
Фото: Александр Иванов

Наверх