ЧЕРЕЗ СТОЛЕТИЕ: ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ “ЛЮБИМЫЕ УЧЕНИКИ ПЕТРОВА-ВОДКИНА. АЛЕКСАНДР ЛАППО-ДАНИЛЕВСКИЙ И БЕНИТА ЭССЕН” В KGALLERY

Приуроченная к 100-летию с года смерти Александра Лаппо-Данилевского выставка открылась в Петербурге 25 сентября 2020 года. KGallery предлагает познакомиться с творчеством любимого ученика Петрова-Водкина и его не менее талантливой жены Бениты Эссен, также ученицы мастера. Разбираемся, что еще можно увидеть на выставке до 8 ноября 2020 года.

 

Выставка  «Любимые ученики Петрова-Водкина. Александр Лаппо-Данилевский и Бенита Эссен» в Петербурге продолжает ряд проектов KGallery, открывающих малоизвестные имена русского искусства для широкого зрителя. Ранее работы Александра Лаппо-Данилевского были представлены в Государственном Русском музее на выставке «Круг Петрова-Водкина» (2016). Однако на персональной выставке работы художника не экспонировались. С наиболее полным собранием работ Бениты Эссен в рамках выставки можно ознакомиться впервые. В экспозицию вошли около 120 графических работ художников из собрания Русского музея, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, KGallery и частной коллекции Владимира Левшенкова.

Александр Лаппо-Данилевский родился в Петербурге в 1898 году. Художественное образование он начал в 1909 году в студии Чахрова, ученика Репина. С 1913 по 1917 год Лаппо-Данилевский учился в частной художественной школе Бернштейна и Шервуда. Там он познакомился с Бенитой Эссен (1893 — 1974), родившейся в Эстонии. Бенита проучилась вместе с Александром с 1916 по 1917 год, этому предшествовали занятия в художественных студиях Витебска, Парижа и Москвы.

В 1918 году Лаппо-Данилевский и Эссен поступили в художественную мастерскую Петрова-Водкина. Влияние мастера сказывается в использовании художниками теории трехцветия — построения колорита картины на основе локальных цветов (красного, синего, желтого) и их смешения. Прослеживается и применение сферической или наклонной перспективы. Особенность пространственной концепции Петрова-Водкина заключалась в стремлении передать ощущение «круглоты Земли», поэтому художник обозначал высокую линию горизонта и придавал изображаемым предметам сферический объем.

Художники участвовали в совместной выставке в «Студии молодых художников», куда пригласили Петрова-Водкина и его учеников. Александр и Бенита совершили поездки в Вологду, Великий Устюг и Углич. Рисунки из этой поездки представлены на экспозиции. Лаппо-Данилевский и Эссен работали над плакатами, театральными декорациями, жанровой живописью, пейзажами, керамикой по отдельности, но иногда — вместе. Они написали пьесу «Баба-Яга» и создали к ней эскизы декораций. Александр Лаппо-Данилевский умер в 1920 году от тифа. В творчестве Бениты Эссен со временем идеологические и театральные сюжеты сменили пейзажи в технике акварели и гравюры. Эссен скончалась в 1974 году, пережив своего мужа на полвека.

Экспозиция выставки в KGallery состоит из двух смысловых блоков. Открывает выставку таймлайн жизни художников. В первом зале находятся работы Лаппо-Данилевского, на втором этаже расположены произведения Эссен. Переход от одного художника к другому заполнен демонстрацией документального фильма «Александр и Бенита. Путь художников», который был подготовлен специально к выставке.

Совместно работы Александра и Бениты экспонировались лишь в 1924 году на групповой выставке картин московского общества художников «Жар-Цвет» в Москве. Выставка в KGallery спустя почти столетие делает это вновь — с качественно иным размахом.


Автор: Анастасия Петрушихина

Редактор: Елена Черезова

Обложка: KGallery

Наверх