“ОСНОВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ” И “БЕЗУСЛОВНОЕ ПРИСУТСТВИЕ”: ОТКРЫТИЕ ДВУХ ВЫСТАВОК В МУЗЕЕ ЭРАРТА

19 сентября в музее современного искусства Эрарта открылись две выставки: “Основная реальность” художницы Анастасии Кузнецовой-Руф и “Безусловное присутствие” Ивана Коршунова. Журнал МОСТ уже посетил экспозицию и делится с вами своими впечатлениями.

 

Выставка “Основная реальность” Анастасии Руф-Кузнецовой представляет действительность не в её объективном содержании, а скорее с точки зрения самой художницы. Любопытно, что название проекта в этом смысле неразрывно связано с именем его автора. По мысли организаторов выставки, “в представленных в экспозиции работах автор раскрывает своё видение мира – версию личной реальности, которая и становится для художника основной”. В центре внимания Руф-Кузнецовой – мир женщины и всё, что с ним связано – любовь, дети, материнство. Сосредоточенность художницы на самом главном в её жизни подчеркивает особая минималистичная техника вирированной живописи: в работах используется не более двух материалов: уголь и один цвет темперы или акрила.

Однако было бы ошибочным ограничивать творчество Руф-Кузнецовой лишь одной темой: простота и минимализм её картин предоставляют разные возможности для интерпретации. Так, картина “Сливки” (2015) переосмысляет известную притчу о двух лягушках, попавших в кувшин со сливками. Но в версии художницы – лягушек пять, и все они, кроме одной, барахтаются в одной банке. Самая упитанная восседает на краю сосуда – значит выбралась. Но как? Если в притче лягушка спасла свою жизнь благодаря упорству и надежде, то здесь она сделала это, не взбивая сливки в масло, а буквально прыгая по головам своих сестёр по несчастью. Такой неприглядный “портрет” современного общества диссонирует с предельно мягкой манерой изображения, что усиливает эффект “притчевости” этой картины.

 

“Ростки и бусины” (2018) по-своему отражают вечную дихотомию естественного и искусственного, живого и мертвого. Росткам, устремлённым вверх, композиционно противопоставлены бусины, безнадёжно увязшие в земле. Здесь ясно ощущается давнее противопоставление природы и человека, которому, к счастью или к сожалению, пока что не удалось превзойти её.

Выставка Ивана Коршунова “Безусловное присутствие” посвящена осмыслению вечного вопроса человеческого бытия. Художник признается: “Для меня человек является образом и подобием Бога, и в окружающем мире я чувствую Его безусловное присутствие”.

 

В целом, творчество Ивана Коршунова положительно отвечает на вопрос о смысле человеческой жизни, и этот ответ можно увидеть в каждой его картине. “Божественное присутствие” очевидно в таких работах, как “Afterparty” (2014), изображающей ангела, свернувшегося калачиком и уснувшего на диване, и “Мусор войны” (2013), намекающей на проигранную на небесах битву.

Но присутствие Бога художник способен увидеть даже в самых приземленных и бытовых сюжетах. Речь идёт о картине “Тишина” (2014), в центре которой находится женщина, моющая ноги в тазу. Эта, казалось бы, прозаичная до неприглядности сцена, подтверждает мысль о том, что человек был создан по образу и подобию божьему. Если присмотреться внимательно, то можно увидеть, что поза женщины напоминает распятого Иисуса: обнажённое тело, сомкнутые ноги, слегка поникшая голова. Окружающая обстановка бедна и проста, но это точно не забытое богом место.

 

Вернисаж выставок Анастасии Кузнецовой-Руф и Ивана Коршунова не случайно состоялся в один день: они оба входят в список лучших современных российских художников. Несмотря на различие в технике и манере изображения, соседство их экспозиций кажется очень гармоничным. Успейте посетить выставки до 25 ноября.


Интервью: Лиза Матросова

Редактор: Карина Сиразова

Наверх