ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ НИГИЛИЗМ: НОВЫЙ ТРЕНД ИЛИ СОЗНАТЕЛЬНЫЙ МАНИФЕСТ ОБЩЕСТВА?

Говоря о нигилизме, на ум обычно приходят две вещи: Базаров с его отрицанием отцовских догм и «отец» нигилизма Ницше. По Ницше нигилизм является отрицанием имеющихся ценностей, то есть проявлением “воли к власти” (утверждением себя и действием исходя из подлинных мотивов своей личности). Но что тогда означает потребительский нигилизм – очередной «модный тренд», который вот-вот захватит умы всего человечества (а это не так уж и плохо, если разобраться) или же новая ступень, следующая за осознанным потреблением? А может, всего-навсего, банальное утверждение собственной идентичности (“я не такой, как все”)?

 

 

Если обратиться к словарю Ожегова, выяснится, что нигилизм – буквально отрицание всего, равно скептицизм в его абсолютном проявлении. Тогда нигилизм потребительский, как частный случай, является суть сокращением потребления, нацеленным на отказ от продукта. Например, человек отказывается от телевизора – в пользу просмотров роликов на Youtube. Это не потребительский нигилизм, поскольку такое действие не подразумевает полный отказ от самого поиска каких бы то ни было аналогов.

 

Каждый год компании презентуют новые девайсы и под различными брендами выпускают новые коллекции. Они приучают людей постоянно приобретать то, что тем, как правило, вообще не нужно. Так эти самые компании зарабатывают миллионы. Немалую роль в этом процессе играет и статусное потребление, когда человек совершает покупку лишь затем, чтобы оставаться в тренде и не чувствовать себя “отстающим”. А все потому, что человек – существо социальное, и ему просто необходимо одобрение таких же, как и он. Парадоксально, но сам он может их и недолюбливать.

 

Когда-то (у наших бабушек и дедушек, например) еще не было инструкторов в спортзале. Тем не менее, люди знали, что для поддержания физической формы достаточно чаще гулять на свежем воздухе и кататься на лыжах. Они знали, что для умственной активности не нужны билеты на платные лекции по саморазвитию, зато нужно больше читать. Для того, чтобы быть счастливым, вовсе не обязательны наличие личного психолога или очередная покупка обувной пары.

 

Но сегодня все изменилось. Люди вокруг вдруг стали считать, что с каждой новой покупкой их жизнь как-то преображается, а самочувствие улучшается. Их (то есть нас) приучили к тому, что тратить деньги – это единственное удовольствие, которое можно получить от такого редкого и удивительного дара, как жизнь. И вот ведь вопрос: кто от такого потребления на самом деле выигрывает?  Покупатель? Или продавец, владелец огромной корпорации, чьи банковские счета пополняются, в то время как остальные в равной пропорции опустошаются?

 

 

Однако помимо личной ответственности человека перед собой, существует также ответственность человека и перед обществом и, в особенности, перед природой. У каждого товара есть упаковка – и чаще всего, это пакет, полиэтилен или пластмассовая тара. Эти материалы разлагаются в почвах не менее ста лет. Плавающие мусорные острова все время растут, и на сегодня их площадь равна 1 760 000(!) квадратных км, показатель, по размеру превышающий территории таких стран, как Ливия, Иран, Монголия. Причина тому – народившийся культ потребления. Да, теперь люди продают/отдают вещи, которые им не нужны, разделяют мусор, хотя его лучше отдавать в специализированные места для переработки/утилизации; все чаще ведут разговоры о проблемах экологии и предпочитают eco-friendly марки со своей “философией” (кстати, отличное позиционирование для маркетинга); выбирают разлагающуюся упаковку. Но действительно ли общество заинтересовано в том, чтобы сохранить окружающую среду? Или каждый из нас просто желает создать о себе наилучшее мнение? Собрать больше лайков под постом в Instagram с хвалебными одами в свой же адрес?!

 

К сожалению, в жизни люди редко когда могут отказаться от ненужных им товаров. В лучшем случае они просто заменяют их аналогами, тем помогая владельцам корпораций развивать другие сегменты рынка. Отказавшись от говядины/свинины/баранины, человек быстро заменяет их соевым мясом; решившись уйти от одежды масс-маркета, он покупает те же товары у других марок, качество которых порой еще больше не соответствует заявленной цене.

 

Широкой огласки, увы, не получает и тот факт, что люксовые бренды сжигают(!) свои непроданные коллекции.  И все это лишь из-за того, чтобы бренд не терял своей статусности, чтобы бренд вдруг не стали носить «недостойные».

 

 

Так или иначе, приходится констатировать тот факт, что общество все еще далеко от потребительского нигилизма. Многим нравится это словосочетание, но лишь потому, что на нем можно устроить неплохой хайп. Многим важно всего-навсего приукрасить свою личность и показать себя с лучшей, но далеко не самой правдивой стороны. Мало кто всерьез решит задуматься о своем будущем, будущем своей семьи и сограждан. Такова суть позиция необразованного дикаря, которого заботит лишь то, что есть здесь и сейчас.

 

Но безусловно, есть и те, кого всерьез волнует тема излишнего потребления. Новички начинают искать информацию по интересующей их теме, и первое, что они узнают – это правило 3R и принцип 5R. Правило 3R расшифровывается, как “reduce, reuse, recycle”. Тем оно подразумевает уменьшение потребления, повторное использование и переработка отходов. Принцип 5R является пятью шагами к жизни без отходов: “refuse, reduce, reuse, recycle, rot”. Равно отказ, сокращение, использование повторно, переработка и компостирование. Именно так выглядит принцип, который продемонстрировали всему миру Беа Джонсон и ее семья. Следуя этому правилу, они смогли уместить свои годовые отходы мусора всего в одну(!) литровую банку. И это, безусловно, поражает воображение, поскольку обычный человек выносит мусор как минимум раз в три дня.

 

Кстати, жители Северной Америки, Англии, Финляндии и Швеции решили этот вопрос следующим образом. Они создали свой “Buy Nothing Day”, день для изучения чрезмерного потребления обществом выпускаемой продукции и товаров. Этот день следует за днем Благодарения, в последнюю субботу ноября. Он был создан в сентябре 1992 г. при поддержке канадского актера Теда Дейва, как антипод Черной Пятницы.

 

Излишнее потребление – действительно, одна из самых насущных проблем человечества. Чтобы ее решить, будет достаточно начать с малого: отказаться от постоянной смены девайса, покупки сезонной вещи; внимательно читать составы на упаковках, уменьшить покупку товаров в пластмассовых контейнерах и кофе навынос. Для закрепления эффекта также рекомендуется книга Джона де Граафа «Потреблятство. Болезнь угрожающая миру». Это лишь первая, но очень важная ступень к тому, чтобы избавиться от всего лишнего. А тем сохранить не только себя, но и планету, а значит, и наше будущее.

_____________________________________________________________________________________________

Фотографии: Christine Hill

Автор: Ярослава Марченко

Наверх