Как правильно бороться со злом? Спектакль «Zло» от СХТ

На сцене театре им. Ленсовета прошел показ спектакля «Zло» от Социально-Художественного театра. Мы побывали на показе и рассказываем о своих впечатлениях!


Автор: Марина Дё


«История привлекла внимание, потому что очень современна — доля агрессии в человеческом сообществе необычайно возросла. Поэтому повесть Гийу и наш спектакль имеют серьезный гуманистический смысл.»
Режиссёр Лариса Вячеславовна Грачёва

Все мы так или иначе сталкивается со злостью окружающих, несправедливостью. Будь то  грубые работники гос. учреждений; преподаватели, занижающие оценку за предмет; дедовщина в школе; сексизм или насилие в семье. И у каждого из нас уже есть вымученная схема реагирования. Каждый выбирает тот метод, который помогает ему выйти из круга влияния «зла» с минимальными потерями. Кто-то старается игнорировать происходящее, кто-то относится со снисхождением, кто-то становится напущено вежливым, ставя ситуацию ниже самих себя, а кто-то отвечает той же монетой. Наверно, если мы противопоставляем себя злу, то автоматически являемся представителями добра. Однако, если верить утверждению, что добра нет, то все мы в большей или меньшей степени зло. Итак, что же делать, если большее зло вас достает?

А Вы знали?
Более 30 человек занято в спектакле,
столько же раз спектакль был сыгран на сцене.

Метод первый. Попробуем стать злом похуже.

Итак, Эрик Понти — жертва домашнего насилия. А насилие в семье — тема актуальная. Всё чаще общество обращает внимание на случаи зверского обращения с детьми. Создаются благотворительные сообщества, которые учат родителей правильно воспитывать детей. К сожалению, в подобном сообществе не состоял отец главного героя. Поэтому он не знал, что насилие порождает насилие. А про факт трансформации детской психики после домашнего насилия он, скорее всего, даже не слышал. Насилие для него лишь способ самоудовлетворения личных садистских потребностей.

«Надо отбросить все лишние мысли, представить перед глазами картинку жгучего синего пламени, и через всю ненависть к отцу разжечь её в огромный пожар!» — Эрик придумал свой способ выдерживать пытки отца. Более того, научившись терпеть зверскую боль, в школе парень кажется неуязвимым. Ему не страшны потасовки, более того, Эрик не глуп. Что приходит ему в голову? Конечно же организовать банду из одноклассников! Он находит сообщников и вместе они разрабатывают схему «заработка»: процентный займ ученикам школы. Система известная: кто-то берёт в долг, а потом возвращает сумму в двойном объеме. А если не возвращает, то подвергается «уроку» (т.е. жестокому избиению) от Каланчи (Константин Федин). У вышибалы есть друг Йоран (Никита Марковский), который особых функций для банды не выполняет, но иногда «подогревает» обстановку. Как же у них получается делить деньги поровну? Всё просто, им помогает ботаник-банкир Толстый Йохан (Петр Николаев). Также в команде Эрика есть «поставщик» разных вещиц Каке (Рахматулла Амиров). Пять молодых «бизнесменов» вошли в азарт, и вышли на новый уровень: помимо грабежа школьников, ребята начали «выносить» пластинки с любимыми джазовыми исполнителями из магазина. Схема работает прекрасно, авторитет Эрика и его сообщников непоколебим. Но, как всем нам известно, стоит только расслабиться и уверить себя в неуязвимости, как в механизм попадает маленький камушек и всё катится в чертям.

Опьяненные успехом, ребята теряют бдительность и попадаются на грабеже пластинок. Разборки, предательство и вердикт: «Абсолютное Зло». И вот, мама героя собирает чемодан сыну и машет ручкой: Эрик уезжает в школу-интернат.

Кажется, метод один не сработал.

А Вы знали?
Работа над спектаклем длилась 1,5 года!
«Он возник как учебный спектакль. Мы учились на этом материале,
чтобы стать артистами и хорошими людьми.»
Режиссер Л.Грачёва


Лирическое отступление.

Стоит отметить невероятно талантливую игру молодых актеров. Не смотря все разбойничьи дела мальчиков, зрителям передается их злой задор. Эрик в роли Федора Федотова получился дерзким, авторитетным бандитом — мечта всех девчонок. При этом Фёдор гармонично совмещает в образе героя как жертву домашнего насилия, так и хладнокровного вымогателя, не показывая очевидной связи одного с другим. Не смотря на жестокое обращение отца, он не теряет человеческих качеств, кроме как заработать денег, парень не ищет способа выместить злобу, не становится садистом.

А Вы знали?
«Самый интересный факт связан со способом инсценирования. Наш сценарий даже нельзя назвать инсценировкой повести, повесть только провокатор нашей фантазии. Поэтому некоторые сцены мы сочинили сами, а, главное, весь текст принадлежит нам, он создан этюдным методом. За что отдельное спасибо К.С. Станиславскому!»
Режиссёр Л.Грачёва

Две шведские стенки и четыре школьных скамьи — вот все декорации, которые используют актеры. Но этого вполне достаточно, чтобы показать спорт зал, школьную столовую или сарай, где отец производит ритуал наказания над Эриком. Артисты мастерски заполняют сцену, не теряя внимание зрителя ни на секунду.

А Вы знали?
«В спектакле много рок-н-ролла. Есть и Элвис, и Чак Берри, и др. За музыку свободы от зла и насилия у нас отвечал актер Павел Панков, он же делал для нас лекции о музыкантах, чьи песни мы хотели использовать в спектакле.»
Режиссёр Л.Грачёва


Метод второй — не лезть на рожон, но при надобности сдавать сдачу.

Так если вдруг забияка и главарь властвующей организации старшеклассников будет стараться доминировать над вами — не позволяйте ему. Именно так Эрик и поступил. Но хорошо (хорошо ли?), что у Эрика богатый опыт терпения боли — он мастерски даёт отпор Отто и его команде.

Отто Силверхельм (Егор Щедров) — главарь местного «Совета старшекурсников». Деятельность этого совета является чудесным примером того, что мы в России называем дедовщиной. Они наказывают за любое дело, даже за то, которого не было. (Привет чувствам верующих и бедному парню с покемонами). Безукоризненно отлаженная система управляется группой старшекурсников под руководством Отто, который в игре Егора Щедрова получается настоящим, типичным злодеем. Скользкий, злорадный, он наслаждается властью и силой, унижая новеньких. Силу использует он не свою, а своих «соратников». А сам выполняет роль манипулятора, ему всё сходит с рук, он пользуется влиянием своего отца. «Горчичники» и «меры дружеского воспитания» внушают ужас каждому ученику колледжа. Но не Эрику. Возмущенный сложившейся ситуацией, он пытается сломать систему. Но как мы знаем, сколько бы ни был Чацкий прав, Фамусовское общество добьет количеством. Система осталась, а вот жизнь Эрика стала труднее, что доказывает неэффективность второго метода.

А Вы знали?
Еще один интересный факт, что сделаны два полноценных состава исполнителей,
в которых все до одного меняются ролями.


Метод третий. Думай головой.

Хорошо учиться на своих ошибках, но лучше на чужих. Давайте обратимся к истории. Как именно одни страны отбивались от других? Индия, к примеру, очень интересно подошла к вопросу освобождения от колонизации Англии. И самый умный парень в классе об этом знал и неустанно твердил. И, возможно, этот пример помог бы Эрику и его лучшему другу Пьеру (тому самому умному ученику) повернуть ситуацию в свою пользу. Но мы не всегда  сразу понимаем, как именно применить знание. Но у Эрика в конце концов получается, и зрители радуются торжеству справедливости.

Даже из несправедливой ситуации, которая стала ужасающе привычной, можно найти выход. Например, стоя в очереди на почте можно позвонить на горячую линию, и сразу появится еще один сотрудник; придирчивому преподавателю, который занижает оценки, можно обрисовать в ярких красках картину, где он разбирается с Министерством образования… и т.д. Но самое главное — не бояться действовать.


Мост — журнал про культуру и искусство.

Наверх