ЯКУТСКАЯ ИСТОРИЯ НА НОЧЬ: О ФИЛЬМЕ «ПУГАЛО» ДМИТРИЯ ДАВЫДОВА

До российского экрана добрался дебютант и победитель Кинотавра сразу в трех категориях якутский фильм “Пугало” Дмитрия Давыдова. Что такое авторское якутское кино и чем оно может быть близким российскому зрителю разбираемся в материале.

 

На экране, в промерзшем заснеженном поле, расставив ноги и раскинув руки, стоит женская фигура. Искаженное лицо, спутанные волосы, исступленное дыхание ни дать, ни взять, пугало. Воронье карканье за пределами кадра дополняет образ. Если выражаться точнее, женщина в кадре не столько пугало, сколько сама ворона, только белая. Она сильно выделяется среди жителей маленького якутского поселения. С любой болезнью, над которой бессильна медицина, жители села идут к ней местной знахарке. Ее же презирают и отвергают, как язву на теле этого маленького социума.

Роль главной героини фильма “Пугало” Дмитрия Давыдова сыграла не актриса, но известная в Якутии исполнительница песен Валентина Романова-Чыскыырай. Сценарист и режиссер Дмитрий Давыдов снимает свои фильмы на якутском языке и часто с непрофессиональными актерами. Как и предыдущие работы автора, третий полнометражный фильм Дмитрия Давыдова раскрывает, в первую очередь, человеческую драму. Рассказанная самобытным языком, она, тем не менее, может стать понятна многим.

Мотив самопожертвования переходит у Давыдова из фильма в фильм. Мужчина береет на себя заботу о беспризорнике в “Костре на ветру”, взрослый сын о больной матери в “Нет бога кроме меня”, а знахарка об односельчанах в фильме “Пугало”. Дар целительства не принимается героиней; она же не принимается обществом. Это чудо оборачивается для нее проклятием еще и потому, что за здоровье жителей она дорого платит, но не помочь не может. Свой отказ от способностей героиня выражает через саморазрушение.

В “Пугале” звук часто соперничает с картинкой. Гудение топки, скрип снега, карканье ворон органично дополняют стенания кырыымпы якутской скрипки. Тем пронзительнее выглядит неспешный визуальный ряд сельской рутины. Иногда сама камера заставляет зрителя подсматривать за происходящим с необычного ракурса, например, из-под табуретки. В особо эмоциональные моменты фильм выходит за рамки кадра, предоставляя зрительскому воображению самому составить из фрагментов целое. Бывает, события запечатлеваются тихо, практически незаметно. Режиссер собирает их в оконной раме или в отражении настенного зеркала.

Якутское “Пугало” кому-то может напомнить фильм “Чучело” Ролана Быкова. Однако, как утверждает сам режиссер, его работа скорее про Бабу-Ягу из народной сказки. Фильм “Пугало” Дмитрия Давыдова похож на альтернативную реальность: вроде бы российская действительность, знакомый сюжет, хоть и немного сказочный.

Якутский авторский кинематограф отличается от того, к которому привык российский зритель. Фестивальные фильмы обычно говорят со зрителем откровенно и без обиняков, целясь в самое больное. “Пугало” нашептывает историю на ночь, правда страшную. “Пугало” непросто смотреть, потому что многое отзывается. Но вряд получится бросить просмотр на середине, потому что все, что отзывается очень знакомо.


Автор: Настасья Ширшова

Редактор: Владимир Большаков

Обложка: ria.ru

Наверх