“КАК ЭТО ПОНИМАТЬ?”: ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО МАРИНЫ АБРАМОВИЧ

Какие ассоциации возникают при упоминании Марины Абрамович? Возможно, кто-то подумает, что она родственница миллиардера Романа Абрамовича. Кому-то вспомнятся журнальные статьи о шокирующих художественных акциях. А кто-то сразу поймёт, что речь идёт о художнице, за которой давно закрепилось звание “бабушки перформанса”. И многие будут удивлены тому, что ей уже 72, а не 47, как может показаться на фотографиях. Журнал МОСТ рассказывает о самых известных работах Марины Абрамович и выявляет основные мотивы творчества, помогающие оценить её вклад в развитие перформанса.


Что такое перформанс?

Перформанс – форма современного искусства, в которой произведения суть действия художника и/или зрителей в определённом месте и в определённое время.

Первое упоминание слова “перформанс” связано с выступлением композитора Джона Кейджа, исполнившего на сцене своё сочинение “4`33” в 1952 году. Оно выбивается из классического представления о музыке – состоит из трёх актов в 30 секунд, 2 минуты 23 секунды и 1 минута 40 секунд, в сумме составляющих 4 минуты 33 секунды. И всё это время музыкант не извлекает из своего инструмента ни звука. Идея заключается в том, чтобы сочинение состояло из тех звуков окружающей среды, которые прозвучали во время исполнения произведения “4`33”.

Как художественное направление перформанс активно начинает развиваться в 1960-е годы, выражаясь в творчестве Ива Кляйна, Йозефа Бойса, Йоко Оно. За последние десятилетия перфоманс пережил различного рода трансформации. Наиболее известной представительницей данной формы художественного высказывания на сегодняшний день является Марина Абрамович. Её образ появляется в фильме Паоло Соррентино «Великая красота», а её работы служат основой для эпизодов таких сериалов, как “Секс в большом городе” и “Доктор Хаус”.


Кто такая Марина Абрамович и почему она “бабушка перформанса”?

Марина Абрамович – художница-перформансистка из Сербии. Её можно назвать одной из самых влиятельных персон в мире современного искусства. На протяжении всего своего творческого пути она занимается изучением телесности, пределов человеческих возможностей как физических, так и психических.

Может показаться, что художница путём самоистязания лишь пытается привлечь к себе внимание и является “ещё одним псевдо-художником, который шокирующими публику методами хочет заработать как можно больше денег”. И всё же стоит выйти за рамки предрассудков – ознакомиться с биографией Марины Абрамович и несколькими её проектами. Обратим внимание на одну деталь – ударение в её фамилии падает на вторую «а».

Художница родилась в Белграде в 1946 году, её родители были югославскими партизанами во время Второй Мировой войны. Она росла в семье со строгими порядками, где ей не разрешалось приходить домой позднее десяти часов вечера до 29 лет, пока она не уехала в Амстердам. И удивительно то, что её перформансы, в рамках которых она себя подвергала опасности проводились в “детское” время.

“У меня есть теория: чем хуже у тебя детство, тем лучше твоё искусство — если ты по-настоящему счастлив, то у тебя не получится создать хорошее произведение. Мои родители были карьеристами, стремились добиться успеха в области политики. Они оба после Второй Мировой войны были признаны национальными героями. У них не было желания заниматься ребёнком, и они отдали меня бабушке”.

На становление художницы оказало влияние и слияние трёх культурных парадигм – коммунизма, христианства и балканской культуры. По её словам, коммунизм научил её самодисциплине, а православие духовности. Проявление балканской культуры можно увидеть в её методологии, сочетающей в себе Восток и Запад.


В одном из интервью Абрамович отметила, что главным произведением перформансиста должны стать его похороны, к которым он должен подготовиться заранее и обдумать все детали. По поводу своих похорон художница высказала мысль о том, что её должны похоронить в одно и то же время в трёх важных для неё городах: Белграде, Амстердаме и Нью-Йорке. А главная идея заключается в том, что никто не должен знать, где именно будет настоящее тело, а где всего-навсего бутафория.

По хронологии можно разделить её деятельность соответственно на три этапа. Белградский этап суть изучение телесности путем самоистязания, что было характерно для 1960-1970-х годов как в философии, так и в искусстве. Также здесь прослеживается “разоблачение” человеческой природы и общества в целом. С 1965 по 1970-е Марина Абрамович была студенткой университета искусств в Белграде. Далее ещё два года училась в Академии изящных искусств в Загребе (Хорватия). В 1973 году она начинает серию работ под названием “Ритм”, наиболее известными из которых стали “Ритм 0” и “Ритм 10”.

“Ритм 0”, 1974 год

Марина Абрамович выложила на стол 72 предмета, с помощью которых можно было либо навредить художнице, либо сделать для неё что-то хорошее (среди них: заряженный пистолет, нож, роза с шипами, виноград, хлеб, черная шляпа, хлыст). Она шесть часов стояла в неподвижном положении и не сопротивлялась воле публики. В начале посетители галереи вели себя скромно, но позже стали проявлять жестокость – за время перформанса художнице нанесли несколько порезов, отрезали прядь волос и приставили к её голове заряженный пистолет, однако ничто из этого не заставило Марину прекратить данное действо. Перформанс завершился тем, что художница просто пошла к выходу из галереи, а зрители стали отходить от неё, так как боялись, что она может начать давать им “сдачи”.

“Ритм 5”, 1974 год

Марина ложится внутри горящей пятиконечной звезды, однако в ходе действа теряет сознание от недостатка кислорода. Перформанс прерывается тем, что один из зрителей вытаскивает её из середины звезды и далее отвозит в больницу. Художница была крайне недовольна тем, что её работа была прервана и впоследствии никому не говорила, как именно должна была завершиться акция.


Амстердамский этап характеризуется изучением человеческих взаимоотношений. С 1976 года после переезда в Амстердам начинается новый этап в творчестве Марины Абрамович, который отражает её близкие отношения с художником Улаем. Их союз был плодотворным на различного рода эксперименты и продлился до 1988 года, завершившись перформансом под названием “Великая стена”.

“Смерть себя”, 1977 год

Марина и Улай соединили свои рты с помощью специального устройства, через которое они дышали выдохами друг друга. Спустя 17 минут они оба потеряли сознание из-за того, что их лёгкие были переполнены углекислым газом. Целью данной работы было показать то, что люди могут поглощать друг друга и лишиться жизни, жертвуя собой.

“Энергия покоя”, 1980 год

Улай держал стрелу, направленную на сердце Марины, которая была натянута на тетеву. Лук держала художница. Действо длилось полторы минуты и всё это время микрофон транслировал в зал звук сердцебиения и дыхания художников. Её жизнь полностью зависела от близкого ей человека, которому она доверяла. Всё это говорит о том, что, доверившись кому-то, мы можем подвергнуть нашу жизнь опасности.

“Великая стена”, 1988 год

Данный перформанс должен был завершиться бракосочетанием Марины и Улая. Однако в ходе подготовки к нему и восьмилетнего ожидания разрешения на посещение Китайской стены от властей их взаимоотношения ухудшились. Художники вышли навстречу друг другу с разных концов, проделали огромный путь для того, чтобы встретиться, сказать друг другу “прощай” и разойтись. После этого они еще долго не виделись.


Для Нью-Йоркского, третьего этапа всё так же характерно исследование возможностей человеческого тела в присутствии зрителей, где происходит энергетический обмен между художницей и публикой. После разрыва отношений с Улаем Марина Абрамович почти сразу переехала в Нью-Йорк, который ознаменовывает собой новый этап её творчества.

“Балканское барокко”, 1997 год

На 47-ой Венецианской биеннале Марина в течение нескольких дней по шесть часов сидела на горе говяжьих кровяных костей и мыла их, напевая при этом балканские песни и рассказывая о Белграде. Данный перформанс она посвятила памяти погибших на войне в Югославии и впоследствии за него получила “Золотого льва”.


“Дом с видом на океан”, 2002 год

Данная работа – отсылка к практикам тибетских монахов. В течение 12 дней в макете дома на сцене Марина в присутствии зрителей ведет аскетичный образ жизни – не ест и лишь пьет воду, принимает душ, лежит, медитирует. Выбраться из этого пространства ей не позволяет лестница, ступеньки которой представляют из себя острые ножи.

“В присутствии художника”, 2010 год

Этот перформанс в общей сложности продлился 736 часов. Каждый день по 7-8 часов художница смотрела в глаза каждому посетителю, который решался сесть перед ней на стул. Это было сделано для того, чтобы установить с ними энергетическую связь. Среди них оказались Леди Гага, Мэтью Барни, Бьорк и её бывший возлюбленный Улай, глядя на которого Марина заплакала.

“Я пристально смотрела в глаза многим людям, которые несли в себе столько боли, что я мгновенно видела ее и чувствовала. Я стала для них зеркалом их собственных эмоций. Один огромный ангел ада с татуировками уставился на меня свирепо, но спустя десять минут разревелся и стал стонать, как дитя малое”.


На сегодняшний день Марина Абрамович продолжает работать над созданием новых проектов, обучает будущих художников-перформансистов, собирает деньги на Институт перформанса в Нью-Йорке.

Невозможно переоценить вклад Марины Абрамович в развитие современного искусства и культуры. Её жизнь стала перформансом, показывающим нам то, на что способно человеческое тело, то, на что способны люди, чувствующие свою безнаказанность, и то, какими могут быть человеческие взаимоотношения и страхи. Марина Абрамович – wonder woman в мире современного искусства.

И всё же остаётся один вопрос – о чём думает зритель, глядя на её самоистязания?


Автор: Зарина Ахметзянова

Редактор: Ксения Попова

Наверх