“КОММЕРЦИЯ ИЛИ ИСКУССТВО?”: ЧАСТНЫЕ ГАЛЕРЕИ В РОССИИ

Частные галереи в России существуют уже давно и все же продолжают оставаться относительно новым явлением для российского арт-рынка. В связи с этим галеристы, решившие по праву занять своё место на художественной сцене, сталкиваются с массой трудностей, которые, однако, не мешают им играть свою роль в культуре. Журнал МОСТ рассказывает о наиболее распространенных сложностях, которые сегодня возникают в этой сфере.

 

Частным галереям достаточно сложно получить власть в мире искусства, поскольку структурообразующей институцией является именно музей, не выступающий в качестве коммерческой организации. Основные задачи крупного музея или галереи заключаются в том, чтобы: сохранять, собирать, изучать, просвещать.

Частные галереи добавляют еще одну задачу: продавать. А вот первая задача в списке (“сохранять”) выносится на второй план, так как в коммерческой среде относится скорее к коллекционированию, чем к галерейному бизнесу, и зависит от стратегии галериста. Здесь идет речь о некоем идеальном образе такой институции. Есть множество примеров, где  галереи не выполняют одну или сразу несколько задач.

 

Как удержаться в бушующем и столь динамичном арт-мире сегодня? Многие эксперты галерейного бизнеса говорят о том, что успех частной галереи зависит от способности балансировать между выставочной деятельностью и продажами. Любое отклонение от этого “эквилибриума” чревато провалом. Галеристы не хотят уходить с головой в выставочную деятельность точно так же, как и не хотят становиться просто магазином с эстетическим уклоном. Ведь в первом случае возникнут финансовые проблемы, а во втором – проблемы с репутацией и доверием на арт-рынке.

Очень часто галерея существует как вид инвестиции, поэтому многие состоятельные люди или члены их семей решают развиваться в этом направлении. Однако галереи открывают и независимые кураторы, искусствоведы и художники, работающие непосредственно в искусстве и с искусством. У первых есть средства, у вторых – связи. У каждой галереи своя политика, от которой зависит успешное решение тех задач, что упомянуты выше.

Частные галереи всегда стремятся к уникальности, иначе бы они просто не выжили на арт-рынке. Галеристы пытаются все время открывать новые имена в мире искусства или вступать в диалог с уже известными художниками и предлагать им свое сотрудничество. Любая хорошая галерея поддерживает своих авторов с помощью выставок и следит за судьбой проданных работ. В одном из интервью Марина Гисич, владелица Marina Gisich Gallery в Петербурге, говорит: «Галерист просто обязан, несмотря на все сложности, зафиксировать искусство своего художника в виде музейного показа». Ведь если художника увидят и его работы оценят, то коммерческий результат тоже не заставит себя ждать.

 

Помимо демонстрации работ художников в собственных стенах, частные галереи участвуют в ярмарках современного искусства, где заявляют интересующейся публике не только о художниках, но и о себе, как об институции, обладающей экспертным знанием. Интересный факт здесь отмечает теоретик современного искусства Виктор Мизиано, говоря о том, что «музейным статусом не обладает и 10% ярмарочного рынка», тем заявляя о коммерческой основе подобных организаций. Среди наиболее успешных ярмарок современного искусства в России сегодня можно выделить COSMOSCOW и DA!MOSCOW.

Для галереи важно иметь свой круг клиентов. В России сегодня существует большое количество человек, которые могут позволить себе инвестировать в искусство: не покупать картину для того, чтобы повесить её в гостиной, а приобретать с целью перепродажи. Учитывая тот факт, что цены на искусство никогда не упадут, именно галереи способны формировать эти цены и открывать новых мастеров. Частная галерея наделяет себя ролью продюсера и эксперта одновременно. Галерея работает как с частными, так и с корпоративными коллекциями. Мало кому известно, но сегодня почти каждая крупная компания инвестирует в искусство. Например, в составе коллекции «Газпромбанка» свыше 280 отдельных произведений более 80 художников.

 

Еще одной категорией покупателей являются частные заказчики и дизайнеры, которые подбирают искусство для интерьеров. С постоянными клиентами частная галерея устанавливает особые условия сотрудничества: организует предпоказы, клиентские ужины и закрытые мероприятия.

Принято считать, что раз частная галерея ориентирована на продажу, то, не имея определенной суммы в кармане, ходить туда не стоит. Но это не так. Многие маленькие галереи делают достойные выставочные проекты, повествующие как о личных историях того или иного художника, так и об освещении основных трендов или проблем современного мира. Так, например, московская галерея «Триумф» в 2016 году представила серию выставок EXTENSION, которая познакомила зрителей и с известными именами актуальной художественной сцены со всего мира, и с молодым искусством, с новыми течениями. При этом каждая выставка EXTENSION включала яркие локальные элементы, что позволяло зрителю лучше почувствовать колорит той или иной страны.

За чистыми эмоциями и новыми знаниями – в частные галереи! Тем более что вход почти во все частные галереи Москвы и Санкт-Петербурга бесплатный.


Автор: Алиса Николаева

Редактор: Ольга Зайцева

Иллюстрации: Christina Garrido

Наверх