КУЛЬТУРНЫЙ КОНФИСКАТ: СОЦАРТ В СССР

В школе нам обычно меньше всего нравится тот предмет, который получается из рук вон плохо. Но у любой неудачи есть очевидные причины. Скорее всего, ученик просто боится браться за огромное количество непонятных символов и знаков в малоизученной теме. Знакомство с искусством происходит примерно так же. Многие люди воспринимают изучение картин и скульптур исключительно как малопонятный элитарный досуг. Но стоит только начать вникать – и будущего искусствоведа уже не остановить. Если в вас вдруг проснулось желание приобщиться к искусству – соцарт будет замечательным стартом, а для уже имеющих опыт – станет отличным продолжением.


Альтернативное искусство, сложившееся в СССР в 1970-х годах, детище московских художников Виталия Комара и Александра Меламида, появилось на свет и развивалось как протестующий голос жертв давления государственной идеологии. Броский и эпатирующий, с отголосками концептуализма и нонконформизма, соцарт совмещает в своём названии термины “соцреализм” и “поп-арт”. Поп-арт появился на Западе как протест, выраженный мировому перепроизводству, немногим раньше, чем соцарт в СССР. Они считаются аналогиями друг друга и имеют множество стилистических сходств. Однако и “соцреализм” появился в названии нового жанра искусства неспроста. Прежде всего, соцреализм призван показать социалистический народ и его страну с наилучшей стороны, зачастую пренебрегая изображением реально существующей действительности. Именно соцарт стал оружием борьбы с подобным “сглаживанием углов” политического строя. Таким образом, поп-арт выступает против перепроизводства товаров, а соцарт – против перепроизводства идеологии.

Главная задача новичка в соцарте (как и в любом другом жанре) – создать в нём свою уютную нишу, найти для себя что-то по душе. Для облегчения выполнения этой задачи представляем вам подборку наиболее интересных деятелей данного жанра и их произведений, заслуживающих отдельного внимания.


Комар и Меламид

Сочетание фамилий этого творческого тандема уже стало нарицательным в мире соцарта. Пионеры жанра, Комар и Меламид познакомились в художественном училище и творили в соавторстве долгие годы. В основе их картин – ностальгические, мифологические и политические сюжеты, по отдельности или вперемежку.

“Стук в дверь” – довольно простая для понимания картина, иллюстрирующая большинство классических постулатов соцарта: кроваво-красный цвет – признак главенства идеологии, простой интерьер – типичное советское пространство, красная книга на столе – литература, прошедшая государственную цензуру. На картине изображена тёмная комната. В центре действия – стол, накрытый ярко-красной скатертью. На нём стоит небесно-голубая лампа, в лучах света которой греется книга в красной обложке. Под столом едва заметны пятки спрятавшегося человека. Сюжет напрямую относится к создателям нонконформистского движения и иллюстрирует отношение творцов к цензуре. Лёгкий стук в дверь – и человек из страха быть наказанным за что угодно уже прячется под столом.

Помимо подобных политических тем, Комар и Меламид затрагивают в своих работах образ Сталина и вождя в целом, Советского Союза, советской повседневности и детей, растущих в этой среде.


Игорь Новиков

В отличие от предыдущих художников, Игоря Новикова нельзя назвать классиком. В своих картинах он стремится отобразить окружающую его современность посредством понятных всем визуальных образов – пиктограмм. На фоне стандартных сюжетов он использует человеческие фигурки, дорожные знаки и другие символы.

На картине «Мисс Швейцария» изображена известная всем «Мона Лиза» в черно-белом цвете. Однако вместо лица Джаконды мы видим пиктограмму в виде запрещающего знака, внутри которого нарисовано лицо девушки в никабе (платок, закрывающий лицо). Основная особенность картин Новикова – глубокая философская подоплёка. Чтобы проанализировать его работы в полной мере, необходимо углубиться не только в его биографию, но и в историческую среду и взгляды народа, окружающего его в момент написания картины. Например, со Швейцарией его связывает постоянное место жительства, а с никабом, возможно старт кампании по запрету ношения мусульманской одежды в Швейцарии. Многие утверждают, что эти предметы одежды мешают идентифицировать личность, так как скрывают лицо.

Игорь Новиков работает с масляной живописью: пишет портреты, пейзажи и натюрморты. Среди соцартистов он известен менее всего, однако его работы определённо заслуживают внимания.


Леонид Соков

Сложно поверить, но этот человек начинал свой творческий путь как скульптор-анималист. Леонид Соков – один из самых известных творцов в жанре соцарт. До распада СССР он испытывал большие трудности с демонстрацией своих работ из-за цензуры. После иммиграции в США ситуация улучшилась, но и в настоящее время Леонид имеет некоторые цензурные ограничения.

Учитывая специфику скульптуры “Памятник главному русскому слову” вполне можно понять, почему её отказываются выставлять в Третьяковской галерее. Композиция представляет собой надпись из известных всем трёх букв, образующих при чтении сверху вниз грубое, прямолинейное и даже геометрическое изображение аксиомы русского языка.

Наиболее известная картина Сокова – “Сталин и Монро”. Коллаж выполнен на бронзовом фоне. В окружении красных цветов на нём изображены улыбающиеся друг другу Иосиф Сталин и Мэрилин Монро. Казалось бы, невозможную встречу разных по своей сути символов эпохи автор назвал “своим брендом”.

Творчество Леонида Сокова многогранно и наиболее всего интересно для изучения. Множество символических скульптур, выполненных в разных стилях и техниках, имеют большие шансы привлечь к себе ваше внимание.

Наверх