“КУРАТОР ЭТО КУРАТОР ЭТО КУРАТОР…”: ОБСУЖДЕНИЕ РОЛИ КУРАТОРА В РАМКАХ ПЕРВОГО КУРАТОРСКОГО ФОРУМА В РОССИИ

С 3 по 6 октября в Петербурге проходил первый Кураторский форум в России, организованный Северо-Западным филиалом Государственного центра современного искусства в составе «РОСИЗО» в партнерстве с Творческим объединением кураторов ТОК. В рамках данного события проходили мероприятия, ориентированные как на профессионалов, так и на всех желающих. Организаторы задействовали десятки площадок, среди которых: Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица, Новая Голландия, ЦВЗ Манеж, Marina Gisich Gallery, Anna Nova Gallery, ДК Громов, Музей стрит-арта, Пушкинская 10 и другие важные для города институции, связанные с её художественной жизнью.


В качестве спикеров на Кураторском форуме, проходившем с 3 по 6 октября в Петербурге, выступали известные отечественные и зарубежные кураторы, которые в формате живого диалога обменивались опытом, рассказывали о специфике своей деятельности и в целом стали подтверждением того, что форум за эти дни объединил под собой всех любителей и профессионалов современного искусства.

В рамках Кураторского форума можно было посетить и проходивший в ДК Громов круглый стол на тему “Куратор это куратор, это куратор…”, посвященный определению фигуры куратора в современном мире. Там же проходит четвёртая осенняя выставка “Оffline/ Online”, основной фокус которой направлен на работы из частных коллекций. Куратором выставки является Антонио Джеуза, который в своем экспериментальном проекте попытался расширить возможности восприятия искусства, использовав технологии дополнительной реальности и цифровые гаджеты. Посетители могут посмотреть на то, чем сегодня владеют современные коллекционеры, и как куратор может объединить в единый проект их разный взгляд на искусство.


Кто такой куратор?

Модератор: Антонио Джеуза.

Спикеры: Алиса Прудникова, Кристина Горланова, Алексей Масляев, Дмитрий Булатов, Олеся Туркина.

Слово “куратор” в переводе с латинского слова “curare” означает “заботиться о чём-то”. Представитель данной профессии должен заботиться о произведениях искусства, которые он представляет публике. Но в то же время ему необходимо позаботиться и о художнике, чьи работы выставляются, и об институции, в которой проходит выставка, и о публике, которая придёт. Немецкий куратор Херальд Зееман (1935-2005), которого считают основоположником независимого кураторства, выделял следующие функции куратора: администратор, автор введений к выставкам, менеджер и бухгалтер, хранитель, дипломат, любитель, библиотекарь, аниматор. Куратор – тот человек, который связан со всем и со всеми. В ходе дискуссии Олеся Туркина сравнила куратора с фокусником, которому связывают руки, опускают на дно водоёма, и ему нужно выбраться, чтобы фокус состоялся – чтобы выставка удалась.


Должен ли куратор?

Многие согласятся с тем, что профессия художника сокровенна, неприкасаема, и по отношению к нему нельзя использовать понятие “должен”. Но применимо ли данное слово к куратору, ведь его деятельность также является творческой? Должен ли он сам писать тексты к каталогу выставки? Должен ли он привлекать спонсоров к проекту? Должен ли ему импонировать художник, с работами которого он работает? Должен ли он вкладывать личные денежные средства, чтобы проект состоялся, не получая финансирования вовремя? В силу его многозадачности мы можем разделить его работу на творческую часть (концепция выставки и её воплощение) и административную (финансовые вопросы, менеджмент). Вторая часть, безусловно, несёт за собой ряд обязательств, которые нужно выполнять в зависимости от договорённостей.

С первой частью не всё так просто. К кураторству могут прийти люди из разных профессий, которые будут нести за собой определённый культурный контекст, в котором они прежде пребывали. От этого будут зависеть концепции их проектов и методологический аппарат, который они будут использовать. На сегодняшний день одной из ключевых ценностей большинства развитых стран является свобода слова, но в то же время мультикультурное общество ограничено в своих действиях и словах, которыми (порой непреднамеренно) можно кого-то обидеть. А зачастую дело может быть в государственной цензуре, которой неофициально подвергаются художественные проекты.

И здесь встаёт вопрос об этической стороне кураторской деятельности. Может ли и должен ли куратор сглаживать углы художественного высказывания для того, чтобы не натолкнуться на возмущение общественности либо запрет государства? Или же он может пренебречь всеми этими факторами, заботясь только о том, чтобы произведение искусства и кураторская концепция выставки сохранили именно то значение, которое в них вкладывалось?

На сегодняшний день нет единого этического кодекса, принятого кураторским сообществом, опираясь на который, могли бы регулироваться те или иные вопросы. Если куратор привязан к какой-либо институции, то он действует согласно той политике, которой придерживается данная площадка. Но когда дело касается независимых кураторов, их этический выбор в той или иной ситуации ничем не регламентируется. Вероятно, это связано с тем, что сама профессия независимого куратора находится на стадии своего становления и осмысления. Ведь даже название круглого стола “Куратор это куратор, это куратор…” отсылает нас к проблеме идентификации фигуры куратора в современной культуре. Подводя итог теме “должен – не должен”, можно сказать, что если человек позиционирует себя как профессионального куратора, то он всё же должен позаботиться о том, чтобы его проект состоялся.

Сегодня каждый из нас является куратором своей жизни, состоящей из следующих проектов: “как отметить день рождения, чтобы гости были довольны?”, “какую именно одежду купить на шоппинге, чтобы зимой было тепло?”, “куда поехать на выходные, чтобы действительно отдохнуть?”. Разве что в этом случае человек не несёт какой-либо социальной ответственности перед обществом и в ответе лишь перед самим собой.


Автор: Зарина Ахметзянова

Редактор: Ксения Попова

Наверх