“ПЕРЕВЕРНУТЫЙ МИР”: ВЫСТАВКА “AES+F. ПРЕДСКАЗАНИЯ И ОТКРОВЕНИЯ” В МАНЕЖЕ

В Центральном выставочном зале «Манеж» (Петербург) с 19 июля по 22 сентября проходит выставка «AES + F. Предсказания и откровения». Это самая большая экспозиция арт-группировки AES + F в России, объединившая более 70 работ. Посетители смогут увидеть видеоинсталляции, скульптуры, ковры и коллажи.


AES + F – арт-группа, названная по первым буквам фамилий участников: Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский и Владимир Фридкес. AES + F успели получить признание не только в России, но и за рубежом.

На выставке «Предсказания и откровения» представлено более 20 лет творчества AES + F: от «Исламского проекта» 1996 года до записи оперной постановки «Турандот», прошедшей в этом году в Италии. В экспозицию также входят работы Allegoria sacra, Inverso Mundus, скульптуры «Ангелы-Демоны» и Action Half-Life и многое другое.

Экспозиция представляет собой идею перевёрнутого мира, в котором свинья режет мясника, полицейские любят преступников, а ученик ругает учителя. Большой интерес вызывают видеоинсталляции, размеры которых превышают обычный формат изображения в несколько раз. Герои видео – актёры, которые предстают в разных амплуа, мастерски перевоплощаясь в свои образы. Их движения неестественно замедленны и неказисты, поэтому они становятся похожи больше на зомби, чем на живых людей. Иногда актёры копируют позы из классической живописи и застывают в них.


В видеоинсталляциях внимание зрителя сразу приковывают фантастические животные-химеры. Кажется, что это воплощение идеи постапокалиптического мира, а не просто перевёрнутого наизнанку мира. В них заключено множество сюжетов, которые проигрываются не только в современности. Средневековье и Эпоха Возрождения смешиваются с нашим временем. Участники AES + F сравнивают современные медиа с карнавалом в Средневековье. Медиа пространство настолько прочно вошло в жизнь людей, что их существование разделилось на два мира: реальный и виртуальный. Понимание, в каком мире действительно существуют люди, полностью исчезает.

Чтобы посмотреть видеоинсталляции «Последнее восстание», «Пир Трималхиона» и Allegoria sacra, посетителю нужно взять наушники с записанной на них классической музыкой, подходящей для разных помещений, где транслируется видео.


Особенно интересна работа Allegoria sacra, выполенная по мотивам картины Джованни Беллини с одноимённым названием. Работа относится к трилогии: рай, чистилище и ад. «Эта картина всегда интриговала нас. Мы увидели героев Беллини в пассажирах, которые случайно встречаются, пока ждут рейсы в международном аэропорту. Поэтому, когда мы начали думать о третьем проекте, после «Последнего восстания» и «Пира Трималхиона», мы решили, что проект под названием Allegoria Sacra будет частью трилогии о современном мире» – так авторы объясняют идею этой инсталляции.

На втором этаже выставки посетители увидят исламский шатёр, внутрь которого можно войти, заранее сняв обувь. Это «Исламский проект», который изначально задумывался как шуточный и эпатажный, а в итоге, после событий 11 сентября в США, стал пророческим.


Там же расположены скульптуры подростков в шлемах и с оружием в руках. Это история о героизме подростков, которые находятся на рубеже между детством и взрослением. «Все наши молодые герои являются победителями в этом виртуальном мире. Их враг отсутствует, а боль и страдания запрещены самой природой игры. Они настолько отчуждены, что ничто, даже их обычные виртуальное поле битвы, не мешает им отдаться сугубо личному подвигу, обеспечить победу над врагом – врагом, которого не существует».

Каждая работа на выставке имеет вполне очевидный сюжет, тем не менее трактовать его можно по-своему. Видеоинсталляции наполнены множеством мотивов, которые плавно перетекают из одного в другой. Тут и гендерная история, в которой женщина-инквизитор пытает мужчину-жертву неожиданным орудием пытки, тут и история поколений, в которой проходит бой стариков и детей.

Успейте посетить выставку до 22 сентября в “Манеже”.

Наверх