ПРИВЫЧНАЯ ДРАМА С ДЕТЕКТИВНОЙ ОКАНТОВКОЙ: ПРЕМЬЕРА ФИЛЬМА “ЩЕГОЛ” В КАЛИНИНГРАДЕ

12 октября в России состоялась премьера фильма «Щегол». Выход картины стал большим событием в среде литературных гурманов. «Щегол» – экранизация одноимённого интеллектуального романа Донны Тартт, который получил статус культового и завоевал Пулитцеровскую премию. В режиссёрском кресле – Джон Краули («Бруклин»). Среди актёров – Николь Кидман, Люк Уилсон, Сара Полсон и набирающие популярность Энсель Эльгорт («Малыш на драйве») и Финн Вулфрад («Очень странные дела»). Журнал МОСТ посмотрел в Калининграде один из самых ожидаемых фильмов года и делится своим впечатлением.

 

Гостиничный номер. Человек смывает кровь с рукава рубашки. Человека зовут Теодор Деккер. Он находится здесь давно. Его дела плохи.

Но его история началась не в этой гостинице. Его история началась много лет назад. Началась она с трагедии.

Тринадцатилетний Теодор и его мать были в музее в тот день. Герой смотрел на редкую картину голландца Карела Фабрициуса «Щегол» – одну из 16 полотен художника, уцелевших после взрыва шахт в далёком XVII веке. Картина с птицей была последним, что видел Теодор перед тем, как прогремел взрыв. Музей стал объектом террористического акта. Сам Теодор чудом остался жив, но потерял горячо любимую маму. Это событие расчертило жизнь Теодора на «до» и «после». Герой на всю жизнь остался с незаживающей душевной раной. И с картиной голландского живописца: «Щегол» стал главной драгоценностью Теодора. Он прячет её от чужих глаз и уверен, что никто не должен узнать о ней.

Жизнь Теодора делится на этапы. Приемная семья, жизнь с отцом, антикварная лавка. Переезды, переезды, переезды. И каждый раз всё изменяла случайность.

 

В музей Теодор попал случайно. Картина оказалась у него случайно. Цепочка порой незначительных событий на протяжении многих лет становилась всё длиннее. Пока в какой-то момент Теодор не почувствовал, как на его шее затягивается петля.

Экранизацию «Щегла» можно охарактеризовать одним словом – «аккуратная». Главные события романа переданы, визуальная часть красива, подобран идеальный саундтрек, почти все персонажи раскрыты. Режиссёр бережно перенёс первоисточник на экран, но упустил главное – центральные идеи романа.

В фильме практически не уделяется внимания теракту в музее, а ведь именно он стал отправной точкой всех событий. Именно теракт сломал жизнь Теодору. Если бы не теракт, Теодор не попал бы в магазин антиквариата и вряд ли познакомился бы со своей возлюбленной Пиппой.

Вместо чёткой хронологии первоисточника, фильм скачет от одного временного отрезка к другому. Из-за этого ценность каждого этапа в жизни Теодора теряется. Оцепенение после смерти близкого человека, Нью-Йорк, ставший серым и чужим, необузданные кислотные дни рядом с другом Борисом, жизнь в антикварной лавке, похожая на сказку – в отличие от романа, фильм не передает этих состояний главного героя. Связь между зрителем и персонажем не устанавливается, трудно проникнуться личной драмой Теодора. Намного лучше в фильме раскрыты второстепенные персонажи: скрипачка Пиппа, которая из-за травмы больше не может заниматься музыкой, друг Теодора Борис, бунтарь с трудным детством, антиквар Хоби – источник добра и уюта.

 

Стержень романа – сила искусства, перед которой склоняется даже психологически сломленный Теодор. Однако в фильме больше внимания уделяется именно личной утрате героя. Интеллектуальный роман, загадка о бессмертном искусстве и человеческих чувствах, на экране превратился в привычную драму с детективной окантовкой.

Несмотря на некоторые упущения как экранизации, «Щегол» всё же погружает в иной пленительный мир. Это мир, где по одному касанию можно отличить оригинал от подделки, а за произведение искусства можно убить. Режиссёр Джон Краули мастерски жонглирует цветом, светом и музыкой. Послевкусие фильм оставляет необычное: город становится похожим на Нью-Йорк, но постепенно флёр рассеивается. История о бессмертии искусства и человеческих судьбах получилась по-голливудски элегантной и очень красивой.

Наверх