“ВДОХНОВЕНИЕ, КРЕАТИВНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ”: ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ В ЭПОХУ ЗЕЛЬФИРЫ ТРЕГУЛОВОЙ

Сегодня реноме любой крупной организации во многом зависит от руководителя. Музеи и галереи – не исключение. Несколько лет назад сменился директор Третьяковской галереи, что привело к кардинальным изменениям, которые до сих пор продолжают набирать обороты.


Главы ведущих музеев России всегда возлагают на свои плечи большую ответственность. Смена руководства связана с огромными рисками и непреклонно ведет к изменениям. Именно от репутации и решений первого лица зависит образ музея, выстраиваемый в общественном сознании. В феврале 2015 года генеральным директором Третьяковской галереи стала Зельфира Исмаиловна Трегулова, вот уже пять лет воссоздающая институции реноме ведущей галереи России, идущей в ногу со временем.

Третьяковка как особо значимое культурное пространство всегда предполагала серьезный подход к руководству. Поэтому все, кому выпадала честь стать главой галереи, обычно задерживались на своем посту надолго. С декабря 1993 года вплоть до 2009 года директором был Родионов Валентин Алексеевич, который способствовал развитию галереи в “тяжелые 90-е”: инициировал ремонтно-реставрационные работы в здании в Лаврушенском переулке, что позволило не только расширить выставочные пространства, но и реализовать масштабные проекты в стенах галереи. Однако ни один директор не обходился без крупных скандалов. С именем Родионова обычно вспоминают относительно спорное цензурирование работ, не соответствующих, по мнению директора, статусу Третьяковской галереи. После Валентина Алексеевича этот пост заняла Ирина Владимировна Лебедева, заместитель прежнего директора и большой специалист в области авангарда. Несмотря на организацию нескольких значимых выставок за рубежом, СМИ буквально кричали о коррупционных разоблачениях и конфликтах Лебедевой с коллективом галереи. Именно поэтому она была уволена с поста директора со следующими комментариями из Министерства Культуры : «В Третьяковской галерее так и не создана комфортная среда для посетителей — нет кафе, магазинов, нет Wi-Fi. В планах руководства галереи — снижение посещаемости на 15%. Главный художественный музей страны русского искусства так и не стал методическим центром». Подобное состояние дел требовало незамедлительных решений, ведь музей нужно было спасать. Новым директором была назначена Зельфира Трегулова, занимавшая в то время пост главы музейно-выставочного объединения «РОСИЗО».


Новый директор имела большой опыт работы в музейных институциях: после окончания искусствоведческого отделения исторического факультета МГУ стажировалась в нью-йоркском Музее Соломона Гуггенхайма, позже работала в ГМИИ им. А.С. Пушкина и Музеях Московского Кремля. Подобный опыт работы и личные качества руководителя возвели Третьяковку на новый уровень и позволили стать одним из самых посещаемых объектов культуры в Москве.

Зельфира Исмаиловна предложила новую концепцию развития Государственной Третьяковской галереи, которая стала прочной основой для преобразования галереи в один из лучших музеев национального искусства.

Помимо утверждения новых ценностей, в числе которых вдохновение, ориентация на посетителей, креативность и профессионализм, командой Трегуловой был разработан план реконструкции музейных площадок на 2016 – 2025 годы. Москвичам наиболее известны две основные площадки – комплекс в Лаврушинском переулке и здание на Крымском Валу. Помимо них Третьяковской галерее принадлежит пять домов-музеев, знакомящих гостей с российским искусством. Поэтапное развитие затронет каждое здание. Наиболее важным изменением станет строительство нового здания на Кадашевской набережной, предназначенное для снятия нагрузки с основного корпуса в Лаврушенском переулке и проведения временных выставок. Открытие объекта планируется уже в 2020 году.


Площадка галереи на Крымском Валу, где представлено искусство XX-XXI века, будет также значительно модернизирована и расширена. Уже открылся внутренний двор галереи и точки общественного питания, расширены учебные помещения. Предполагается благоустройство предмузейной территории и главного холла. Галерея становится универсальным общественным пространством, удовлетворяющим не только интеллектуальные, но также эмоциональные и духовные потребности. Сегодня в музей приходят не только за новыми знаниями, но также за вдохновением, эмоциональной разгрузкой и общением.

Крупные временные выставки собирают огромные очереди и оставляют довольными большинство посетителей, о чем говорит книга отзывов, полная положительных впечатлений. Помимо этого всё чаще проходит переэкспозиция в залах музея. Совсем недавно, например, к «Черному квадрату» Малевича добавили еще один «Черный квадрат» из запасников галереи. Их совместное экспонирование привлекло как новых посетителей, не знавших, что квадрат не один, так и постоянных посетителей галереи, желающих сравнить работы мастера авангарда.

Командой галереи взят курс на пополнение коллекции и обеспечение музейной аудитории наиболее полной информацией о произведениях искусства. Галерея также поддерживает и актуальное обсуждение проблем искусства посредством проведения дискуссий, образовательных программ, концертов, фестивалей и перформансов.


«Познакомить с русским искусством как можно большее число людей» – ещё одна цель галереи, и она сфокусирована на работе с посетителями. Однако качество ее достижения встречается с рядом проблем. Политика музея запрещает проведение частных экскурсий на выставках. Зачастую даже простой разговор о той или иной работе группой посетителей прерывается музейным смотрителем, напоминающим, что экскурсии может проводить только работник Третьяковской галереи и что есть возможность воспользоваться аудиогидом. Таким образом, атмосфера диалога в галерее нарушается. А трепетное отношение к экспонатам не исключает возможности их порчи вандалами или кражи прямо из зала. Цены на билеты стремительно растут, что делает музей менее доступным и привлекательным в глазах москвичей и гостей города. Да, музей растет и развивается: происходит трансформация музейного пространства и выставочного отдела. Однако изменения во взаимодействии с посетителями проходят в более медленном темпе.

Еще одной актуальной целью является полномасштабное представление галереи в цифровом пространстве. По сравнению с другими московскими музеями, Третьяковка значительно отстает как по технологическому оснащению, так и по обеспечению необходимой информацией о музее.

Третьяковская галерея уже проделала огромный путь под руководством Зельфиры Трегуловой, что доказывают выполненные задачи, заявленные в 2015 году. План развития же рассчитан до 2025 года, поэтому у нас еще есть неполных шесть лет для того, чтобы наблюдать, как сугубо академический музей становится местом притяжения и яркого представления художественного наследия нашей страны.

Наверх