ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ЖИЗНИ

8 апреля в Центральном выставочном зале «Манеж» состоялся пресс-показ художественной выставки «Жизнь после жизни». Новый музейный проект поднимает животрепещущую тему – тему смерти и бессмертия. Организаторы выставки подчёркивают, что проект невербальный и все виды искусства способны передать самое различное отношение к данной тематике. В экспозиции собраны произведения, написанные в период с 1725 по 2018 годы, среди которых можно увидеть работы таких величайших мастеров как Карл Брюллов, Михаил Врубель, Марк Шагал, а также работы наших современников – Анатолия Белкина, Михаила Шемякина, Виталия Пушницкого и других. Журнал «МОСТ» побывал на открытии новой выставки и спешит рассказать, почему вам следует взглянуть на необычную концепцию в излюбленном выставочном пространстве Санкт-Петербурга.

Когда музеи и кураторы ставят перед собой цель организовать выставку на абстрактную тему, они так или иначе идут на риск и вступают на тропу неизбежных, но приятных трудностей. Такие категории, как «время», «красота», «любовь» и «смерть» сложно изобразить однозначно и цельно. Как передать тему смерти в рамках музейного пространства, чтобы зрителю не стало скучно, а критик не счёл это чересчур банальным? Вероятно, в таком случае не обойтись одними лишь изображениями черепов и меланхоличным настроением в духе Дюрера. Несмотря на то, что мы привыкли смотреть на произведения искусства с формалистической точки зрения, то есть обращая внимания в первую очередь на внешние данные, не стоит забывать о более важном предназначении творения мастеров – о концептуальном, идейном смысле той или иной работы. Как отмечает куратор выставки Елизавета Павлычева: «Здесь можно увидеть многообразную палитру размышлений на тему жизни, смерти и бессмертия: от переживания трагической потери и страха перед мистической неизвестностью до волшебно-сказочных образов, осмысляющих главную тайну человечества».

Стоит обратить внимание на то, что выставка не предполагает точного маршрута. Куда бы ты не попал, в какой бы тёмный угол не забрёл, тебя ожидает определённая история и особый способ размышления о таинственности смерти. Выставочное пространство выстроено таким образом, что рождается некий диалог работ, находящихся возле друг друга. На первый взгляд кажется, что работы из разных эпох, иногда даже разных жанров, не могут располагаться на одной стене и олицетворять какую-либо общую идею. Но забудьте на минуту о любых эстетических нормах, исторических фактах и тем более о собственных предрассудках, которые заглушают ваше критическое мышление. У вас есть возможность выйти за пределами картины и обрести более широкий взгляд. Соседняя, на первый взгляд незначительная работа может с удивительной лёгкостью дополнять ту, на которую в первую очередь упал ваш любопытный взор. Картина перестает быть самостоятельной, она становится частью стены, частью замысла авторов проекта. Словно детали пазла, каждое произведение искусства в определённой зоне имеет свою роль, а мы, зрители, анализируя и вчитываясь в невидимый текст, способны на мгновенье войти в контекст пространства. Вот, например, «Александр II на смертном одре» Константина Маковского вполне гармонично расположился возле барельефа «Символ быстротечности жизни».

Благодаря тому, что проект создавался в сотрудничестве более чем с 20 музеями страны, можно взглянуть смерти в глаза и через античные сюжеты, и с помощью библейских тематик, и проанлализировать современную интерпретацию темы сквозь призму экологии, и также не упустить возможность посмотреть на такие известные сюжеты как «Последний день Помпеи» Карла Брюллова. Таким образом, мы имеем возможность увидеть самое разное отношение к смерти, осмысление того, как в тот или иной исторический момент или тот или иной герой способен отразить жизнь после жизни. Это героические образы, окутанные мифологическим сюжетом, ирония и насмешка, представляющие защитную реакцию, печаль и тоска, охватившие хрупкий рассудок. Организаторы выставки мастерски играют с нашим восприятием, затрагивая нужные струны нашей памяти. В зависимости от произведения и от того, каким образом оно располагается, мы испытываем разный спектр эмоций. Так, нам некомфортно смотреть на картины Каплана. Кажется, что его «Горе» и «Скорбь» располагаются слишком высоко и не по прямой линии. Требуется приложить некоторые усилия, чтобы разглядеть и понять замысел работы. Приходится встать на цыпочки и опрокинуть голову. Ощущения не из приятных, согласитесь? Но разве в жизни легко прочувствовать горечь и пережить скорбь?

Хочется отметить немаловажную роль музыки и особого цветочного аромата, сопровождающих посетителей во время просмотра экспозиций. Пока вы медленно проходите рядом с «Вратами в вечность», рассматриваете тему дуэля и видите страх в глазах героев Брюллова, музыка Миши Мищенко следует за вами по пятам и помогает полностью раствориться в размышлениях о бессмертии.

Как гласит известная цитата «Жизнь коротка, а искусство вечно», а про жизнь после жизни и способы преодоления неизбежного можно посмотреть в Центральном выставочном зале «Манеж» с 9 апреля по 22 мая.

Наверх