КАЖДОМУ ХУДОЖНИКУ ПО ЗАВОДУ: КАК УСТРОЕНА УРАЛЬСКАЯ ИНДУСТРИАЛЬНАЯ БИЕННАЛЕ

Уральская индустриальная биеннале – одна из самых масштабных выставок современного искусства в России, которая привлекает все больше внимания как российских, так и иностранных зрителей и художников. Но чем эта биеннале отличается от других выставочных проектов? И как она организована? Разбираемся в новом материале.

 

Региональность, индустриальность и сайт-специфичность

Уральская индустриальная биеннале проходит на территории Свердловской области с 2010 года. Ее учредителями являются Министерство культуры РФ и Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО. Организаторы выставки учитывают географические и культурные особенности региона. Промышленность значима для Урала в целом и для Свердловской области в частности. Поэтому выставка черпает темы из социальных и экономических процессов региона и работает с его промышленной историей.

Главный центр проведения биеннале – Екатеринбург, но этим городом выставочная программа не ограничивается. Зачастую художественные проекты проходят и в других городах региона, где есть индустриальные пространства. Участники биеннале задействуют разнообразные площадки для экспонирования своих работ – это территории бывших и действующих промышленных предприятий, городское пространство, памятники индустриальной культуры. Так, основной площадкой для 1-й и 2-й Уральской индустриальной биеннале стала типография «Уральский рабочий», для 3-й – гостиница «Исеть», для 4-й – Уральский приборостроительный завод, а для 5-й – Уральский оптико-механический завод и кинотеатр «Колизей».

Переосмысление кураторами и участниками биеннале назначения промышленных пространств можно отнести к сайт-специфичному искусству, которое работает с историей места и непосредственно связано с городской средой. Художественные проекты биеннале включают работу с материальным наследием и его сохранением – в том числе с сохранением памяти о пространстве через его актуализацию. Музеи, которые раньше находились при заводах, уже не выполняют эту функцию и устарели для современного зрителя, поэтому возникает вопрос о том, как сегодня можно вдохнуть жизнь в пространство и привлечь к нему внимание общества. Организаторы биеннале стремятся создать особое пространство с тонко выстроенными смысловыми связями между различными художественными проектами. В ином случае велик риск хаотично выставленных произведений искусства, которые не будут взаимодействовать с пространством и подчеркнут его недостатки. Эмоциональное воздействие на зрителя, его погружение в тему выставки и раскрытие специфичности выбранной площадки – вот главные задачи художников, которые работают с индустриальным пространством.

Проекты художников изменяют облик промышленных городов и создают новые возможности для коммуникации с местными жителями и рабочими заводов. Индустриальная биеннале – важная часть культурной политики. Это событие создает диалог между регионом и остальным миром, привлекает внимание других стран к региональным особенностям Урала. Как отметила одна из кураторов основного проекта 1-й Уральской биеннале Екатерина Деготь, целевая аудитория биеннале – «люди, способные смотреть, размышлять, замечать окружающую жизнь, ее изменения».

Организация биеннале

Структура биеннале включает в себя основной проект, программу арт-резиденций, образовательную и перформативную программу, программу медиации, специальные проекты. Во время выставки проходят дискуссии и семинары, организуются ридинг-группы, устраиваются кинопоказы, перформансы и проводятся экскурсии по индустриальным маршрутам. Если основной проект базируется в Екатеринбурге, то специальные проекты могут проходить в других промышленных районах области.

С 2012 года Уральская индустриальная биеннале организует арт-резиденции. Девизом этих арт-резиденций стала фраза «Каждому художнику по заводу», поскольку художники приезжают на Урал, и пространством для их творчества вместо классической студии становится завод. Такая художественная практика позволяет реконструировать историю места и переосмыслить связь пространства как с прошлым, так и с настоящим.

Лейтмотивом для всех выставок является, с одной стороны, тема промышленного пространства как эстетического объекта, с другой стороны, тема производства – как художественного, так и индустриального. На данный момент на биеннале действует экспертный совет, в который входят приглашенные эксперты и кураторы прошлых лет. Совет презентует тему новой биеннале, выбирает кураторов для основного проекта. Они, в свою очередь, интерпретируют предложенную тему и составляют свой список художников для участия, после чего выбирается победитель. Он и представляет биеннале в качестве куратора.

Фото: mkset.ru

Темы биеннале прошлых лет

Темой 1-й Уральской индустриальной биеннале, которая прошла осенью 2010 года, стала «Индустрия смыслов». Основной проект биеннале назывался «Ударники мобильных образов» и был связан с переосмыслением советского понятия ударника. Образ ударника переложили на современного художника. Кураторами основного проекта выступили Екатерина Деготь, Космин Костинас и Давид Рифф. Когда проходила 1-я Уральская биеннале, в Екатеринбурге еще не было такого разнообразия галерей и художественных центров. Выставка стала отправной точкой для продвижения современного искусства в регионы и создания новых площадок для экспонирования работ актуальных художников – например, уже в 2010-е годы галерея АРТ-СЛОВАРЬ стала галереей современного искусства Ural Vision Gallery, появилась галерея уличного искусства «Свитер» и начал функционировать Ельцин центр. Представители биеннале с самого начала старались вовлекать в процесс местные музеи для того, чтобы все желающие смогли стать участниками этого события.

Тема 2-й Уральской биеннале – «Производство и применение». Куратором основного проекта стала Ярослава Бубнова. В качестве темы она выбрала строку из стихотворения Бродского – «Самое себя глаз никогда не видит». На этой биеннале речь шла о процессах производства, политических конфликтах и экономическом кризисе, во время которого обществу сложно осознавать происходящее вокруг. Искусство способно стать проводником в меняющемся мире, а зритель может считывать то, что преподносит ему искусство. Так, предложенные темы были затронуты в работе одного из участников основного проекта – художника Дана Пержовски, выпустившего газеты со своими карикатурами. Эти же темы можно было увидеть в работе французского коллектива Societe Realiste, который создал карту с государствами, возникшими и исчезнувшими в 20 веке.

Темой 3-ей биеннале стала «Мобилизация». Кураторы этой выставки – Ли Чжэньхуа и Бильяна Чирич. Мобилизация подразумевает умение приспособиться к новым обстоятельствам и принять изменения, что важно для всех сфер жизни: политической, социальной, культурной. Художественные мероприятия прошли не только в Свердловской, но и в Челябинской области – в общей сложности выставки биеннале заняли 52 площадки. Здесь же была представлена инсталляция «Прикосновение» известной художницы Йоко Оно. Именно эта биеннале получила премию «Инновация» в номинации «Региональный проект современного искусства».

Тематически 4-я Уральская биеннале продолжает предыдущую. Темой этой выставки стала «Новая грамотность». Куратором выступил Жоан Рибас. Новая грамотность – это то, что так или иначе следует за фундаментальными изменениями, когда людям необходимо учиться языку новой эпохи, осознавать трансформации, которые в их жизнь принесла новая индустриальная революция. Как и в предыдущие годы, участниками биеннале стали художники и творческие объединения из разных городов – Екатеринбурга, Перми, Нижнего Тагила, Москвы, Лондона, Берлина, Нью-Йорка, Токио, Роттердама, Лимы и многих других. Стоит отметить работу стрит-артиста Тимофея Ради: на крыше Уральского приборостроительного завода разместили его надпись-инсталляцию «Кто мы, откуда, куда мы идем?». Этот экзистенциальный вопрос был задан жителям города.

Последняя Уральская биеннале прошла в 2019 году. Ее темой стало «Бессмертие». Куратором основного проекта выступила Шаоюй Вэн, а сама тема была выдвинута комиссаром биеннале Алисой Прудниковой. Куратор стремилась показать, как связаны современные технологии и древние духовные практики. Художники снова старались привлечь внимание публики к выставочным пространствам и к вопросам о том, что необходимо делать с устаревшими технологиями и как можно работать с заброшенными промышленными пространствами. Проекты этой биеннале были номинированы на XI Премию имени Сергея Курехина – номинантами стали художник Николай Смирнов с выставкой-эссе «Смерть, бессмертие и силы подземного мира» и художница Устина Яковлева с инсталляцией «Без названия». Эти работы художники представили на основном проекте биеннале. Номинирован был и спецпроект Натальи Конрадовой, Федора Телкова и Александра Сорина, который назывался «Урал мари. Смерти нет». Художники в течение полутора лет ездили по деревням Свердловской области и Пермского края, в которых проживают марийцы, и фиксировали обряды и традиции этого финно-угорского народа, чтобы в дальнейшем поместить полученные данные в онлайн-архив и представить на экспозиции биеннале.

Чего ждать дальше?

6-я Уральская индустриальная биеннале пройдет осенью 2021 года. Тема биеннале – «Время обнимать и уклоняться от объятий». Это тема была выбрана еще до пандемии, но в период самоизоляции она приобрела еще большую актуальность. К организаторам биеннале присоединился Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственный центр современного искусства в Екатеринбурге и Центр поддержки и развития современного искусства ZAART. Тема предстоящей биеннале продолжат тему «Бессмертия». Как отмечает комиссар биеннале Алиса Прудникова, организаторы «искали тему новой биеннале, отвечая на вопрос “Что делать после Бессмертия?”. И нашли его в движении от макрокосма бессмертия к микрокосму собственного тела и его нового статуса в сегодняшнем переходном моменте».

На новой выставке будет переосмыслена тема прикосновений, тактильности, границ тела и возможностей взаимодействия с другими. В связи с пандемией стало актуальным и то, как человеческие связи восстанавливаются после разрыва, каким образом существует коллективное тело и как мы воспринимаем свою телесность и телесность собеседника в процессе живого общения. Эти вопросы также будут затронуты на биеннале.

Куратор выставки и состав художников на данный момент не были объявлены широкой публике, однако можно ожидать появления творческих коллективов и независимых художников не только из разных городов России, но и из разных стран, как это было в предыдущие годы. То же самое касается и пространств для экспонирования – в 2021 году зрители увидят новые индустриальные площадки, назначение которых будет переосмыслено с помощью искусства.


Автор: Оксана Лебедева

Редактор: Кристина Ренжина

Обложка: gum-red-line.ru

Наверх