ДИСНЕЕВСКИЙ КОНВЕЙЕР: О ФИЛЬМЕ “МАЛЕФИСЕНТА: ВЛАДЫЧИЦА ТЬМЫ”

18 октября состоялся премьерный показ очередного Диснеевского сиквела – “Малефисента: Владычица тьмы”. На данный момент это третий сиквел студии из четырёх за 2019 год (впереди нас ожидает ещё “Холодное Сердце 2”), не считая киноадаптаций и ремейков. Журнал МОСТ решил оценить новую работу Диснея.


С 1990 года студия Дисней активно начала выпускать сиквелы успешных картин. Позже к ним присоединились ремейки и киноадаптации. В 2019 году у студии не вышло ни одного оригинального фильма, не говоря уже о мультфильмах. Все девять картин – ремейки, киноадаптации и сиквелы, собравшие внушительную кассу. Одна из них – “Малефисента”.

Ремейк – современная версия уже существующих произведений искусства с видоизменением или добавлением нового. Но взглянув на “Короля льва” 2019 года, зритель не увидит ничего нового, лишь дословное повторение культового кассового мультфильма 1994 года (ремейк японского мультика “Белый лев Кимба” 1965 года) с изменённой анимацией. Несмотря на то, что лента “Спящая красавица” снята в 1954 году, данный фильм всё же более переосмысленный. На передний план выводят колдунью, которую почему-то именуют феей, и раскрывают её характер. За счёт того, что это киноадаптация рисованной сказки, сюжет и повествование кажутся куда более взрослыми. Появляется чувство новизны, за которое потребители готовы платить. Кроме того, в ремейке задействованы известные актёры, которые дополнительно привлекают публику. И да, это работает. Картина окупилась в четыре раза.

Вернёмся назад. Дисней снял сиквел фильма “Трон” – “Трон: Наследие” с бюджетом в 170 миллионов долларов и сборами в 400 миллионов. Учитывая дополнительные затраты на рекламу, картина едва окупилась. Чуть позже студия анонсирует продолжение фильма “Трон: Наследие”, но в далёкой перспективе, годам к 2016-2019, потому что сейчас у них множество других проектов.

В 2014 году выходит “Малефистента”. Дисней изначально не планировал сиквел для ремейка, то есть это должен был быть один законченный фильм. С бюджетом почти как у “Трона” сборы картины составили 758 миллионов долларов. И тут студия объявляет о том, что продолжения фильма “Трон: Наследие” не будет, так как на это время намечена другая картина – продолжение некоторой рентабельной, переосмысленной “спящей красавицы”.

И вот, в мае 2020 года должно было выйти продолжение успешного ремейка – “Малефисента: Владычица тьмы”, но релиз передвинули на осень 2019 (не стоит забирать сборы у “Мулан”, в которую вложили около 300 миллионов). Если вы подумали, что “владычица тьмы” относится к Анджелине Джоли, сыгравшую Малефисенту, то вы ошиблись. Этот эпитет заслужила Мишель Пфайфер в роли злобной королевы Ингрид-антагониста. Но речь о ней пойдёт позже.



Внимание, спойлеры

Фея Малефисента (Анджелина Джоли) и королева Аврора (Эль Фаннинг) верили друг другу и жили в мире и согласии у себя на болоте. Но прошло пять лет и принц, который изменился настолько, что это другой актёр – Харрис Дикинсон (а не Брентон Туэйтс), решил сделать Авроре предложение. Той спящей красавице, которую поцелуй любви от Филлипа даже не разбудил. Она отвечает согласием, будущие молодожёны планируют свадьбу, и всё это напоминает какой-то фарс и нелепицу, в сочетании с соответствующей игрой актёров. Анджелина Джоли вылетает из своего гнезда, чтобы выступить против свадьбы, так как не любит людей и не доверяет им. Хотя, казалось бы, в прошлой части всё наладилось. Почему фильм сам себе противоречит? Этот вопрос придётся задавать не раз.

Если опустить сюжет и события, то Джоли (чья героиня хоть и менее интересна, чем в предыдущем фильме) прекрасно сыграла и обиду, и гнев, и одиночество. А чего стоят её приготовления к званному ужину, репетиции улыбки без клыков, приветствия – чистый восторг. Но как в прошлой части “волшебный народец” был довольно смазанным бэкграундом фильма, так теперь ощущается и сама Малефисента – протагонист фильма. Большую часть картины вы будете наблюдать кого угодно, но не её. Даже Мишель Пфайфер появляется чаще в фильме с названием главной героини. Зато сцены с Джоли запоминаются больше всего, этого не отнять.

Сюжет вертится рядом с любовной историей и политическими интригами, так что во время просмотра не покидает ощущение вторичности, что смотришь какую-то детскую версию “Игры престолов”, а не красивую сказку. В первой части Малефисента была более узнаваема из-за знакомой истории, костюмов, характеров, сказочного повествования, а теперь – коварство и политика, за которые ответственна королева Ингрид и её подданные. Она красива и воистину злая интриганка, но на фильм с её именем в названии вряд ли бы пошли. Зато Джоли наконец получила достойного противника.


Любовь… Чаще слышишь такие слова как “свадьба” и “объединение королевств”, нежели “любовь”. В этом фильме она вообще не главное, но хорошо обрамляет сюжет: в начале – предложение, в конце – свадьба. Только события не касаются Авроры и Филлипа, они тут скорее для того, чтобы просто побегать. Зато визуальные эффекты стали в разы лучше. Их много, они качественные, что обеспечивает сочную картинку. Если закрыть глаза на рваное повествование, сюжетные дыры, бессмысленность происходящего и вторичность, то перед зрителем красивый фильм с эльфами и пикси. Их много, они теперь часть сюжетной ветки про политику, а ещё их ждёт геноцид и игры с Авророй.

Кстати про эльфов. Колдунья из мультика, внезапно, в ремейке 2014 года стала крёстной феей. Но в сиквеле Дисней попытался ещё раз раскрыть её характер, поэтому Малефисента теперь не фея, а тёмный эльф, произошедший от феникса, из-за чего обладает волшебной силой. Когда сказка превратилась в фэнтези? Главная героиня снова чувствует себя одиночкой, изгоем, обманутой, но сильной и готовой ко мщению. Ещё раз по второму кругу, только с другими героями. Тут даже ситуация с башней повторяется: финальная сцена падения с башни. Мы всё ещё смотрим вторую часть или первую?

Саспенс полностью игнорируется: на экране фантастическое шоу для ублажения зрителя. Но Дисней пошёл дальше, студия решила добавить панорамных батальных сцен и разрушений. Кажется, мы начали забывать, что это детская сказка, а не “Властелин колец: Возвращение короля”. А через условные полчаса после битвы играют свадьбу. Контекстуально на поле должны быть обломки, камни, башни, трупы, по факту – алтарь, священник и влюблённые. Дисней даже не даёт шанса осознать происходящее, как уже у всех всё наладилось.


Первая “Малефисента” была похожа на сказку даже по манере повествования. Она была больше о людях, любви, доверии и предательстве. И о добре, конечно же, как и всякая сказка. Только была от лица Малефисенты, что позволило взглянуть под другим углом. Продолжение должно было быть проверенной временем историей о любви, преодолевающей преграды из взрослых с их планами, преследованиями, коварством и манипуляциями. Но сиквел больше похож на фэнтези о войне в соусе из политики и интриг, где запоздалая дипломатия может разрешить всё мирным путем. К сожалению, это выглядит абсурдным шаблоном первой части. И зритель, фактически, платит за то, что уже видел и пытается найти совпадения с той самой спящей красавицей. Оригинал оправдывает ремейк, на успех картины у зрителя работает ностальгия.

Пожалуй, стоит сойтись на мнении, что ремейки классики никто не любит, но, тем не менее, продолжают на них ходить. Даже на продолжение этих самых переделок. Эксплуатация старых сюжетов напоминает денежный бассейн Скруджа Макдака, потому что такие картины хорошо окупаются. Используются коммерческие элементы, проверенные временем: принцесса, красавец-принц, злодейка, глупые эльфы, финальная драматическая сцена на башне, известный сюжет. Этому есть хорошее объяснение: следовать готовому прописанному сюжету куда проще, чем переосмыслить и добавить что-то ещё. Поэтому только за один 2019 год мы увидели три почти покадровых ремейка и три сиквела: “Король лев”, “Аладдин”, “Дамбо”, “Мэри Поппинс”, “История игрушек 4” и “Малефисента: владычица тьмы”. Причём у первых двух сборы больше миллиарда долларов за каждый.

Конвейер себя окупает, а Дисней уже не ассоциируется с чем-то оригинальным. Чтобы это звучало убедительнее, стоит сказать, что среди будущих релизов Диснея много ремейков: “Мулан”, “Русалочка”, “Стервелла”, “Питер Пен”, “Пиноккио”, “Меч в камне” и “Горбун из Нотр-Дама”.

И лучшее, что мы видели из последних работ студии на данным момент – это оригинальный (то есть не сиквел и не ремейк) мультфильм “Холодное сердце”, который вышел в 2013 году, то есть шесть лет назад. Тем временем Дисней за это время без устали выпускал по несколько фильмов в год и осквернял классические сказки. Но известный бренд не всегда означает качество. Студия пытается дать аудитории всех возрастов то, чего те хотят. А оправданные ожидания ведут к прибыли.

Искусство теперь ассоциируется с платным развлекательным контентом. Ремейки, сиквелы, киноадаптации дают стабильный доход. В случае с картиной “Малефисента: владычица тьмы” студия Дисней обратилась к своему любимому автору ремейков – Линде Вулвертон, на счету которой такие успешные картины, как “Малефисента” (2014), “Красавица и Чудовище” (2017), “Король Лев” (2019), “Алиса в стране чудес/Зазеркалье” (2010, 2016). Надо же быть уверенным в успехе киноленты. Надеемся, Дисней таким образом зарабатывает средства для новых интересных и сильных проектов, а не старается лишний раз напомнить о себе.


Автор: Татьяна Непа

Редактор: Гульназ Давлетшина

Изображения: WDSSPR

Наверх