ДРАМА. ВИСКИ. ДЕПП: О ФИЛЬМЕ “ВО ВСЁ ТЯЖКОЕ”

Есть много хороших фильмов, где герой узнаёт о своей смертельной болезни и старается прожить отведённое ему время настолько ярко, насколько это возможно. Кто-то уезжает в путешествие, как в фильме «Достучаться до небес», кто-то безумно влюбляется, как это было в «Сладком ноябре». Такие фильмы всегда пронзительны и после их просмотра хочется жить. Новый фильм с Джонни Деппом тоже о смертельной болезни, но заряжает ли он зрителя жаждой жизни?

 

Автором нового фильма с говорящим названием «Во всё тяжкое» стал ещё плохо знакомый зрителям режиссёр Уэйн Робертс. В главной роли – Джонни Депп, вернувшийся из амплуа гротескных и чудаковатых персонажей к драматическим ролям.

«Во всё тяжкое» – история человека со смертельным диагнозом, только фильм идёт иным путём. Он рассказывает не о том, как сбежать от повседневности и наполнить оставшееся время яркими красками, а скорее о том, как обрести истинную свободу. Свободу от лжи окружающим и самому себе, от страха, от навязанных установок и норм.

Его зовут Ричард. Он преподаватель литературы. И у него рак лёгких.

Профессора литературы играет Джонни Депп, который в этой роли будто вернулся к драматическим фильмам своей юности – «Что гложет Гилберта Грейпа?», «Аризонская мечта » и многие другие. В роли трагических персонажей Депп всегда смотрелся особенно органично, и в этом фильме ему удалось передать чувства человека, оказавшегося на пороге смерти.

 

Внимание, спойлеры

Идея уехать в «творческий отпуск» появляется у Ричарда, как только он узнаёт о своём диагнозе. Но поездка откладывается из-за всевозможных проблем: жена изменяет Ричарду, дочь погружена в проблемы личной жизни. Ещё и в колледже начался новый семестр, и Ричарду поручили преподавать литературу у первокурсников.

Приближение смерти побуждает Ричарда испробовать что-то новое, даже выходящее за рамки приличий, и расставить всё по полочкам в своих отношениях с семьёй и окружающими. Герой становится завсегдатаем баров, курит травку и говорит всем правду в лицо. Ему есть, что сказать жене, разбившей его сердце и светскому кругу скучных и приторных коллег. Иные отношения у Ричарда с его новыми студентами. В них бьётся ещё не замутнённая обыденностью юность. С ними преподаватель ходит по барам, гуляет в саду и откровенно беседует о смерти, смысле жизни и истинном счастье.

После полного принятия неизбежности своей смерти Ричард покидает свой город и дом тихо, как раненое животное.

Внешне в жизни Ричарда ничего не изменилось, но внутренне он прошел огромный путь: переродился как личность и подготовился к смерти. И само настроение фильма больше о внутреннем – зритель не узнает о прошлом Ричарда, не увидит его предсмертного путешествия, и взаимная симпатия между Ричардом и одной из его студенток не получит продолжения.

 

У этого фильма есть всё для идеальной трагикомедии – харизматичный главный герой, прекрасный юмор, балансирующий на грани чёрного. Но этой истории как будто не хватает целостности: философские разговоры со студентами чередуются с экстравагантными выходками Ричарда. Иногда настроение фильма с комедийно-философского сменяется на драматические сцены между Ричардом, его женой и дочкой. В целом фильм смотрится очень легко, размышления главного героя дают основу для дальнейших размышлений, но отсутствует та самая гармония, благодаря которой все моменты в картине служили бы главной мысли.

Если говорить об идее, то в фильме несколько мотивов. Присутствует и тема сближения с семьёй, и тема избавления от страха перед обществом, и главная тема – раздача моральных долгов перед самим собой и окружающими.

Имеются несколько моментов, которые мешают этому фильму стать выдающимся в своём жанре и вызывают чувство некой незавершённости, недосказанности. Ричарду как будто совсем не понадобилось времени, чтобы принять свою скорую смерть. Уже на следующий день после постановки диагноза он меланхолично говорит своему другу: «Я скоро умру, налей мне ещё виски». Можно подумать, что главные переживания Ричард испытывает внутри себя, но в фильме этого практически не показано.

Ещё одной не раскрытой до конца линией стал любовный треугольник между Ричардом, его женой и первокурсницей. Если взаимоотношения с женой получили более или менее логическое завершение, то со студенткой всё прописано не так глубоко. Вроде и она заинтересовалась Ричардом, и он сам стал испытывать к ней тёплые чувства. Откровенные разговоры, прикосновения, взгляды – Ричард будто начинал открываться новым чувствам. Но их история оборвалась, так и не начавшись. В итоге не ясно, что хотел показать режиссёр. Ричард не разрывался между женой и студенткой, у него не было на этот счёт внутреннего конфликта. Он отпустил свою жену, воздал последнюю память их отношениям. Ричард начал проникаться девушкой, что понимала его, но всё оборвалось в один миг. Поэтому любовная линия получилась невнятной.

И что самое главное в подобных фильмах – удовольствие от жизни в каждом её миге. Ричард собирается в путешествие, но оно так и остаётся за кадром. Если «Достучаться до небес» показали невероятное путешествие и через него любовь к каждой секунде, то «Во всё тяжкое» пытается передать это в отказе Ричарда от каких-то рамок морали (постоянный алкоголь, курение, наркотики и спонтанная любовная связь с официанткой) и его размышлениях. Эффект получается отнюдь не такой сильный.

В фильме есть недочёты и нераскрытые темы, но в целом она легко смотрится, в ней много забавных моментов, а разговоры о счастье и смерти заставляют задуматься. Сам Джонни Депп отлично справился с ролью, передавая эмоции одним взглядом – видно, что многие моменты фильма близки и понятны актёру.

С одной стороны, ясно, что это история о простом человеке и поэтому сам фильм, как фраза, сказанная невероятно тихо. С другой – все поступки Ричарда – это только подготовка к настоящим действиям, кажется, что вот – герой уехал и сейчас начнётся самое интересное.

Но быть может такое кино «на полутонах» не менее важно, как безбашенный «Достучаться до небес» и романтическо-пряный «Сладкий ноябрь». Принять происходящее и правильно проститься не менее важно, чем собрать мозаику из новых эмоций.

Наверх