ДУМАТЬ/МЕЧТАТЬ/ВДОХНОВЛЯТЬСЯ: О ФИЛЬМЕ “ДИТЯ ПОГОДЫ” МАКОТО СИНКАЯ И ТВОРЧЕСТВЕ ЯПОНСКОГО РЕЖИССЁРА

Японская анимация, неуверенно шагнувшая в сторону русской культуры около 40 лет назад, сейчас гордо расправляет плечи и начинает пользоваться большим спросом в отечественном кинопрокате. Исконно многосерийный жанр мультипликации популярен среди подростков и узнаваем даже среди незаинтересованных зрителей, во многом благодаря отличительным особенностям графики и жанровой составляющей. Однако полнометражные фильмы той же специфики пользуются гораздо меньшим успехом среди отаку (человека, увлечённого аниме и мангой).

 

Макото Синкай (настоящее имя — Макото Ниицу) – один из главных представителей жанра японской анимации (полный метр). Талантливый режиссёр и художник-мультипликатор, родившийся в префектуре Нагано в Японии, ещё со школьной скамьи мечтал создавать аниме и мангу. Благодаря усердной работе над проектами, отвлечёнными от его основной деятельности, Макото был замечен крупными агенствами, которые с удовольствием стали спонсорами его амбициозных работ. Это позволило ему в 2001 году бросить работу и сделать первый шаг на пути к его творческой мечте.

К настоящему времени список работ Синкая насчитывает уже восемь короткометражных и шесть полнометражных анимационных фильмов, многие из которых были восторженно приняты публикой и удостоены различных наград и премий. Известные работы режиссёра Хаяо Миядзаки продвинули жанр полнометражного аниме на новый, недостижимый уровень. Его “Унесённые призраками” установили чрезвычайно высокую планку успеха, став первым анимационным фильмом, получившим премию Берлинского кинофестиваля в номинации “Лучший фильм”, а не “Лучший мультфильм”. Долгое время было принято считать, что полнометражного аниме после Миядзаки быть не может, но c появлением Макото Синкая на горизонте яркими лучами засияло новое имя.

 

 

Неповторимый почерк Макото читается в каждом кадре его фильмов. Удивительная детализация задних планов позволяет зрителю прочувствовать глубину погружения в японскую действительность. Типичные пейзажи страны восходящего солнца, переходящие от стеклянных небоскрёбов с яркими рекламными билбордами к узким улочкам с каллиграфичными вывесками, для нас неестественны и непривычны. Но режиссёр кропотливо продумывает все мельчайшие детали так, что зритель невольно ощущает себя участником событий на экране, приспосабливается к другой культуре.

Особое внимание автор уделяет движениям персонажей. Кадр смещается в зависимости от резкости и скорости движений персонажей, движется с ними не только физически, но и эмфатически – создаётся впечатление хорошей операторской работы, словно в фильме. Макото Синкай – удивительно трудолюбивый человек. В процессе работы над фильмами он стремится взять большую часть обязанностей на себя. Такой подход позволяет авторской мысли проникнуть во все этапы творческого процесса и объединить все детали целостным духом, создавая каждому фильму свою индивидуальную атмосферу. За последние девять лет Макото создал три полнометражных фильма, каждый с промежутком в три года. Начинать знакомство с жанром полнометражного аниме эпохи “после Миядзаки” стоит именно с них.

 

“Сад изящных слов” (2013)

“Сад изящных слов” – история двух одиноких людей, по воле случая встретивших друг друга под дождём на извилистых дорожках парка. Сюжет повествует о 15-летнем юноше Такао, который прогуливает уроки в дождливые дни, и загадочной женщине Юкино, которая невольно становится его собеседницей. Философская драма, вдохновлённая “Норвежским лесом” Харуки Мураками, рассказывает о надежде, о вере в себя и вере в любовь на фоне кадров пышного сада Синдзюку-гёэн и музыкальных переливов нео-классики и эмбиента в исполнении Дайсукэ Касивы.

“Твоё имя” (2016)

“Твоё имя”, полнометражный анимационный фильм, признанный самой кассовой японской работой, обогнал по сборам даже “Унесённых призраками” Хаяо Миядзаки. По версии BBC, аниме вошло в десятку лучших фильмов 2016 года. Сюжет фильма разворачивается между двумя героями, неразрывно связанными таинственной нитью судьбы. Мицуха – девушка из провинции, а Таки – парень из столицы. Они обнаруживают, что во сне их души меняются телами, и решают во что бы то ни стало встретиться. Параллельные вселенные, временные скачки, потусторонний мир – этот фильм скрывает в себе множество неожиданностей, испытать которые можно только во время его просмотра.

 

“Дитя погоды” (2019)

Фильм повествует о парне по имени Ходака и девушке по имени Хина. Он бежит от своего прошлого в Токио, под нескончаемый дождь. Она призывает солнце силой мысли. Они нашли друг друга и хотят вместе отправиться на поиски своего счастья. “Это история про тайну мироздания”, про людей, которые просто хотят ясного неба над головой. Сочетая в себе жанры мелодрамы и фэнтези, как и “Твоё имя”, “Дитя погоды”, однако, не может похвастаться такой же извилистостью сюжетных линий. Тем не менее, это не мешает ему радовать преданного зрителя в кинотеатрах и бить рекорды кассовых сборов в Японии. В России он выйдет в прокат 31 октября – отличная возможность познакомиться с творчеством Макото Синкая на большом экране.

Полнометражные аниме этого режиссёра можно признать отдельным видом искусства, отдельной киновселенной. Неповторимая рисовка, тщательно подобранное музыкальное сопровождение, глубоко проработанные персонажи и сюжетные детали – всё это связывает его творчество в единое целое, но вместе с тем делает каждый фильм уникальным. В каждом из них кроется загадка. Большинство сюжетов пронизывает недосказанность или завуалированность с помощью литературных и мифологических отсылок. Иногда автор оставляет следы одних своих работ в других: например, преподавательница в школе Мицухи из “Твоего имени” – та самая Юкино из “Сада изящных слов”. Некоторые сюжетные символы могут повторяться от фильма к фильму: дожди, странные сны, романтические пути или мистические истории, но они никогда не будут рассмотрены односторонне. Многогранные картины Макото Синкая заставляют зрителя думать, мечтать и вдохновляться.

Полнометражная японская анимация сильно недооценена и не пользуется широким признанием публики, но индустрия просто не может стоять на месте, она развивается и привносит в творчество всё новые грани. Когда таланты дарят себя миру — мир отвечает им восхищением. Кто же всё-таки Макото Синкай на самом деле? “Новый Миядзаки”? Ни в коем случае. Хаяо Миядзаки – это классика данного жанра, а Макото Синкай – новый взгляд на аниме.

Наверх