“ГЛУХОВСКИЙ, ШИПЕНКО И ПЕТРОВ – А СЛОЖИЛОСЬ ЛИ ТРИО?”: О ФИЛЬМЕ “ТЕКСТ” КЛИМА ШИПЕНКО

24 октября на российские экраны ворвался новый фильм режиссёра Клима Шипенко (“Салют-7”, “Любит не любит” и прочие) под названием “Текст”. Картина наделала много шума, а за первую неделю проката отметка кассовых сборов достигла более 1,5 миллионов долларов. Почему же “Текст” приглянулся российскому зрителю? И чем сумел зацепить режиссер? Ведь обсуждения не утихают по сей день.


Сюжет фильма “Текст” расскажет о жизни Ильи Горюнова – парню 27 лет, 7 из которых он провел в тюрьме по ложному обвинению в распространении наркотиков. Срок закончился, и, очутившись на улице, он жаждет встретиться с тем, кто его подставил – самоуверенным Хазиным. Неожиданно главный герой становится частью чужой жизни и заложником ситуации. В одной руке смартфон его обвинителя, а в “другой” – собственная жизнь, которая не стоит ни гроша в такой быстрой и суматошной Москве. Кстати, съёмки картины проходили в столице и её пригороде – Дзержинском.

Фильм снят по одноименному бестселлеру известного российского писателя Дмитрия Глуховского. Это первый, так называемый реалистичный роман автора, ведь до этого читатели утопали в его крепких фантастических сюжетах – “Метро 2033”, “Будущее” и другие. Помимо всего прочего, Глуховский стал ещё и сценаристом картины.

Безусловно, подобное авторство пошло фильму на пользу, ведь первоисточник всегда может внести свои коррективы в происходящее. Возможно, поэтому фильм и получился таким живым, настоящим и не вымученным. 

Режиссер же картины (Клим Шипенко) – своего рода экспериментатор от мира российского кино, иначе как можно объяснить “непохожесть” его фильмов? Дебют с криминальной драмой “Непрощенные” перерос в комедию “Любит не любит”, чтобы покорить зрителя масштабом космических размеров в фильме “Салют 7”. И уже спустя два года на экраны выходит абсолютно другое кино – жестокое, прямолинейное, в уникальном для российского зрителя стиле “хай концепт” – “Текст”.

В чём же отличие этой новой стилистики от уже почти привычного “screen life movie” (художественные фильмы, в которых действие разворачивается на экранах гаджетов героев)?

Всё просто: зритель наблюдает за героями не через монитор; повествование ведётся от первого лица, где герой как бы “проживает” чужую жизнь, используя гаджеты, становясь другим человеком в прямом смысле.


Главный герой картины, используя не свой смартфон, становится сыном чужих родителей, парнем чужой девушки, сотрудником чужой работы, другом чужих друзей. Украдкой читая не свои смс на заснеженной улице, хрипло крича (не догадаются, не найдут) в телефон, стараясь опередить шум столичной подземки, человек теряет себя и становится тем, кем никогда и не был.

Главный герой нехотя проникается к своему врагу, узнаёт его тайны и даже (осторожно, спойлеры) – спасает жизнь невинному ценой жизни виновного.

Как сложно возвращаться в обычную жизнь, ведь для этого надо оторвать взор от мигающего экрана, отключить те призывные мелодии звонка, которые ищут или пытаются найти другого человека. Ведь своя жизнь – она всегда без фильтров, без натужной игры на миллионную публику социальных сетей, без переписок и смайликов.

Эта простая истина буквально сочится в каждом кадре, проникает в зрителя и заставляет отложить своего “электронного друга” хотя бы на минуту.

Ещё один непривычный приём режиссёра этого фильма – озвучка сообщений, которыми обмениваются герои. Ведь кому интересно два с лишним часа следить за неуёмной перепиской и разными шрифтами? Гораздо более креативный подход – подарить жизнь буквам, словам, обрамить их интонацией актёров, вдохнуть в черно-белые оттенки разноцветные эмоции.

Такой крепкий творческий тандем режиссера и сценариста удачно и аккуратно разбавил актер, сыгравший главного героя – Александр Петров (“Т-34”, “Лёд”, “Притяжение”). На сегодняшний день это один из самых востребованных и популярных актеров русского кино (все же видели бесчисленное количество трейлеров будущих фильмов с ним?). Он не тянет одеяло на себя, на экране мы видим непривычное его амплуа – никому не нужного отщепенца, того, кого перемолола система, но он отчаянно пытается что-то изменить, пусть даже ценой собственной жизни.

Актёра Петрова буквально преследуют неоднозначные отзывы критиков и простых зрителей: от ругани до безусловной любви, но равнодушных точно не найдется. И это снова идёт только на пользу картине, ведь нет ничего хуже равнодушия.


“Текст” затрагивает не только такую актуальную тему, как зависимость от гаджетов, но и отдает дань природе человеческих отношений, освещает вечную тему “отцов и детей”, которая не дает покоя аудитории со времён девятнадцатого века. А прямолинейное повествование иногда прерывается неожиданным “home video”, оправдывающее значок 18+ на постере картины.

Осветив звёздное трио (режиссер, сценарист, актёр), хотелось бы отдельно выделить женский персонаж – Нину (девушка злодея Хазина) и сыгравшую её Кристину Асмус (сериал “Интерны”). Роль пусть и не главная, но непростая. Нина Кристины получилась такой женственной, дурашливой, обаятельной. Лучезарная девушка – полный антипод героя Хазина. Он тянет её на дно, в пучину своей растленной души, а она, вырываясь и одновременно крепко держась за него, пытается спастись.

Бедолага Илья, который не знал никакой любви, кроме материнской (его девушка бросила спустя два года после заключения), не понимает этой привязанности со стороны Нины. Всё его нутро сопротивляется этому факту, но он принимает решение, которое меняет жизнь героини.

Кстати, не спешите покидать тёмный кинозал, ведь после титров вас ждёт финальная сцена – казалось бы, немного лишняя, но именно эта сцена подтверждает, что решение, которое принял за Нину опьяненный чужой жизнью Илья, было верным.

А неоднозначный финал как бы намекает, что всему приходит конец, любой обман непременно раскроется. У каждого преступления будет своё наказание, пусть даже такое жестокое.

Ну и подводя итог, стоит ответить на два сложных вопроса:

1. Злободневна ли эта картина? – безусловно.

2. Заставит ли она отказаться от гаджетов, как от основной части нашей жизни? – вряд ли, но постараться хотя бы на время просмотра отложить смартфон в сторону и не отвлекаться на призывные звуки чужой жизни всё же стоит.


Автор: Алина Плёточка

Редактор: Владимир Большаков

Изображения: Централ Партнершип

Наверх