ГОСУДАРСТВО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА? ЧЕЛОВЕК ДЛЯ ГОСУДАРСТВА?: О НОВОМ ФИЛЬМЕ РОМАНА ПОЛАНСКИ “ОФИЦЕР И ШПИОН”

Теории заговоров, шпионаж и предательство Родины – всё это является неотъемлемой составляющей крепкого боевика или политического триллера, однако громкое имя польско-французского режиссера и выдающийся актерский состав идут вразрез с подобными жанрами. В новом фильме Романа Полански “Офицер и шпион” куда больше обдумывается непростая дилемма: человек для государства или государство для человека? О чем еще этот фильм, разбираемся в новом материале.

 

 

“Офицер и шпион” основан не на выдуманной, а на реальной истории, которая произошла в конце 19 века во Франции. Известная как страна свободы, равенства и братства, Франция того времени больна антисемитскими настроениями, раздираема подозрениями по отношению к Германии, войну с которой она блистательно проиграла в 1871 году. В беспрестанных попытках отыскать немецкого шпиона в своих рядах она находит его в лице Альфреда Дрейфуса (Луи Гаррель). Шпион разжалован и отправлен в пожизненную ссылку, где о нём благополучно забывают на некоторое время. Офицер, принявший участие в расследовании, повышен в звании. На своём новом посту в качестве главы Статистического отдела (контрразведки) он узнаёт подробности, указывающие на невиновность осуждённого.

 

Как же было допущено грубейшее нарушение основ судопроизводства? Альфред Дрейфус был евреем и выходцем из Эльзаса – земель на тот момент принадлежавших Германии – что делало его персоной нежелательной в рядах военной знати, приближенной к тайнам. Кроме того, его описывали как человека замкнутого, необщительного и потому иногда принимаемого за высокомерного. Все это слепило из него идеального подозреваемого. Ведь если не он шпион, то это кто-то из своих. Мысль, которая не то, что не высказывалась вслух, но даже не могла быть допущена.

 

Внимание, спойлеры!

 

Получивший повышение и ставший полковником офицер Пикар (Жан Дюжарден) поначалу удачно сливается с сословием своих. Он – карьерист и умеренный антисемит. Их первая встреча с Дрейфусом происходит в университете, где Пикар преподаёт, а будущий несправедливо обвинённый является студентом. И если это не противостояние, то противопоставление. Нельзя также сказать, что кто-то из них обозначен как полностью положительный или отрицательный персонаж. Когда выясняются детали о процессе, превращающие его в фарс, Пикар расстраивается, не по поводу Дрейфуса, но по поводу армии. Свои стремления он не рассматривает более, как стремления к чему-то справедливому, высшему и упорядоченному. Какой смысл становиться ещё одним военным негодяем?

 

Пикар вступает в противостояние с теми, кого считал своими. Ранее он выступает против назначения в разведывательный отдел, но со временем втягивается и превосходно выполняет свою работу, суть которой заключается в отслеживании настроений и действий относительно семьи Дрейфуса. Когда он, следуя своему кодексу чести, сообщает вышестоящим чинам, что обнаружил настоящего шпиона и требует возобновить процесс, то получает в награду командировку в Африку, что, по сути, является ссылкой. Пикар переходит на сторону Дрейфуса и буквально занимает его место: осуждение обществом, несправедливость армейского разбирательства и, в конце концов, заключение. Высшие чины видят единственное средство сохранить репутацию армии – защитить реального шпиона и оставить в заключении невиновного, не позволить правосудию свершиться.

 

История на экране воссоздана со всей исторической достоверностью. Сценарий создавался самим режиссёром в сотрудничестве с писателем Робертом Харрисом, с которым Полански уже успел поработать в фильме “Призрак”. Фильм открывается сценой разжалования шпиона на Марсовом поле. Зритель сразу знакомится с ключевыми персонажами действа. Луи Гаррель в роли Альфреда Дрейфуса убедителен не только благодаря потрясающему сходству, но и невероятной актёрской игре. За эти несколько минут зритель узнаёт те качества персонажа, за которые с лёгкостью проникается к нему сочувствием.

 

Но большую часть экранного времени он проводит с Жаном Дюжарденом и его полковником Пикаром. Актёр зарекомендовал себя в комедийных ролях и российскому зрителю известен, скорее всего, лишь по его блестящей роли в фильме “Артист”. В “Офицере и шпионе” он же раскрывает все грани своего драматического таланта.

 

 

Несмотря на обилие массовых сцен, фильм сохраняет свою камерность, которую можно проследить в некоторых фильмах Полански. При довольно неспешном повествовании, прерываемом флешбеками, и ощущении повседневности и рутинности, создаётся впечатление детективной истории с элементами триллера.

 

Средства массовой информации во Франции 19 века – газеты – владеют умами людей. Мощнейший инструмент в руках власть имущих. Все написанное имеет вес и ценность и яро обсуждается в обществе. Несложно представить, какой эффект произвело письмо Эмиля Золя “Я обвиняю!”, обращенное к французскому президенту Феликсу Фору. От имени французского народа Дрейфус был обвинён в тяжком преступлении – измене Родине. На деле же за людьми прячется армия, давно потерявшая все представления о чести. Так и Золя своим выступлением обвинял через бесчестных представителей системы народ Франции. Кто, как не они, глазея на позорное действо, выкрикивали антисемитские лозунги.

 

Как выясняется несколько лет спустя, это акт позора не Дрейфуса, но окружающих. Не только французское, но и мировое сообщество словно раскололось надвое: дрейфусаров и антидрейфусаров. Даже в отношениях друзей и близких наметилась прохлада и чувствуется напряжение, как будто наступила холодная война – только гражданская.

 

Сегодня СМИ уже успели провести параллели с делом самого Полански, который был обвинён в преступлении 30-летней давности. Сам автор сходства отрицает, хотя, безусловно, толику личного творец всегда привносит и в своё творение. Но если и упоминать автобиографичность творчества Полански, то здесь скорее речь пойдёт о “Пианисте”, где он воспроизводил целые сцены из своего детства в оккупированной Польше. В оригинале фильм “Офицер и шпион” носит то же название, что и письмо Золя. И он скорее демонстрирует схожесть между обществом 19 века и обществом современным. За более чем столетие социальное устройство, судебная система и средства массовой информации видоизменились – но человеческая натура осталась прежней.

 


Автор: Настасья Ширшова

Редактор: Владимир Большаков

Изображения: MEGOGO Distribution

Наверх