НЕ (ЗАБЫВАЙТЕ) УЛЫБАТЬСЯ: О ФИЛЬМЕ “ДЖОКЕР” ТОДДА ФИЛЛИПСА СПУСТЯ НЕДЕЛЮ ПРОКАТА

Повышенное внимание и опасения публики ещё до премьеры не помешали этому фильму ставить рекорды: осуждающий и осуждаемый “Джокер” Тодда Филлипса уже на четвёртый день проката гордо вошёл в десятку лучших на сайте IMDb с рейтингом 8,8 из 10. По словам экспертов, фильм о становлении самого значимого злодея киновселенной DC не мог не стать успешным, ведь в работе над ним объединились настоящие таланты.


Хоакин Феникс – один из главных талантов этого фильма. Актёр, сыгравший главного героя, не просто вжился в роль – он заставил зрителя прожить её. Находясь в кадре большую часть хронометража, Хоакин ни на секунду не даёт повода усомниться в том, что он и его герой – единое целое. Фильм повествует об обычном жителе Готэма, судьба которого с каждым днём играет с ним всё более жестокую шутку. Артур Флек – комик, подрабатывающий клоуном. Несмотря на психическое расстройство, к которому люди относятся с презрением, он мечтает дарить радость и улыбки, но общество воспринимает его намерение скептично. “И вот однажды…” – такого развития событий в фильме быть не может. “Джокер” – это постепенное превращение странного чудака в безжалостного маньяка.

Во многом этому плавному течению сюжета помогает операторская работа. Кадры с невероятной точностью передают настроение героя и атмосферу его повседневной жизни. Чего только стоят сцены его импровизированного танца. Метафорическое изображение лестниц, по которым поднимается или спускается герой, символизирует обратно пропорциональное изменение его ролей: внутренне, в духовном плане, он поднимается, однако в социальном – становится ниже, “опускается” до убийств. Также метафорично и изображение идеалов Артура. По мере своего становления он избавляется от кумиров, к которым стремился, чтобы быть “нормальным”, быть как все. То есть, благодаря неприемлемым с точки зрения морали действиям, он приобретает собственную мораль и принимает себя таким. Несмотря на своеобразную меланхоличность кадров, в фильме присутствуют довольно резкие сюжетные повороты. Они мысленно объединяют героя и зрителя – для обоих эти события неожиданны.

Проблематика фильма предельно ясна – взаимодействие психически больного человека с обществом. Романтизация психических (и не только) расстройств – огромная проблема современности. Данная картина ставит целью обратить внимание на то, что отношение к действительно больным людям зачастую пренебрежительное, и последствия этого могут быть плачевны. Особенная визуальная деталь, олицетворяющая это – “клоунский бег”. Артур бежит в клоунских ботинках в начале фильма, ему неудобно, приходится высоко поднимать ноги и раскачиваться из стороны в сторону. Но и в удобной обуви стиль его бега не меняется. Герой является поводом для насмешек – такого “клоуна” просто невозможно воспринимать всерьёз. Единственный раз в диалог с “обществом” герой вступает в сцене с Мюрреем Франклином (Роберт Де Ниро) в телестудии. Артур считал своего кумира хорошим человеком, в его фантазиях зачастую он был его поддержкой. Однако в реальности Мюррей осудил его, чем и усугубил его внутреннее состояние.

Фильм “Джокер” действительно социально значим в рамках современного мира. Глубокий сюжет, основанный на знакомом всем персонаже комиксов, никого не оставит равнодушным. Самое жуткое в этом триллере то, что мысли, возникающие в голове персонажа-убийцы, нам кажутся закономерными. Возможно, если бы люди были более внимательны друг к другу и могли понять сразу, смеётся человек или плачет, крича о помощи, нам бы не пришлось наблюдать случаи, когда психически больной человек уходит из мира, оставляя за собой кровавый след.

Наверх